Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 9, 2010 г.

Развитие взаимодействия государственных структур и бизнеса

 

Мягков В.И.

(СПб ОО «Здоровье народа»)

 

Аннотация

 

Возросшая роль предприятий малого и среднего бизнеса в развитии экономики страны потребовала пересмотра их отношений с государством для более тесного взаимодействия, в том числе на законодательном уровне. Статья посвящена рассмотрению основных положений, определяющих успешную деятельность предприятий, объединяемых в Союзы предпринимателей (работодателей).

В статье рассматриваются следующие вопросы:

1      Совершен­ствование законодательной базы.

2      Кто же входит в структуру Союза Промышленников и Предпринимателей малого и среднего бизнеса?

3      Ситуация в сфере отечественного предпринимательства.

4      Как кластерная модель работает на практике. Какие при этом могут возникнуть проблемы, и, самое главное, какие позитив­ные результаты можно получить?

5      Зачем вступать в ВТО? Ищет ли бизнес-сообщество свой интерес в присоединении к ВТО?

6      Особо – о качестве продукции предприятий Союза.

7      О социальной ответственности бизнеса и государства.

8      Приоритетные задачи.

9      Что является главным, и как видится дости­жение поставленных задач?

10  Проблемы водоснабжения для питья и орошения.

11   Проблемы территориально-отраслевого развития крупных городов.

12  Каким образом возможно изменить взаимоотношения государства и бизнеса?

 

The Development of The Interaction Between State And Business Structures.

V. Myagkov

 

Annotation


            The increased role of small and medium businesses in the economy of the country has demanded revision of their relations with the government for closer interaction, at the legislative level as well.  The article deals with the basic provisions governing the success of companies incorporated in the Union of Entrepreneurs (Employers).

 

В настоящее время наступил новый этап в развитии предпринимательства, кото­рый заключается в том, что бизнес-струк­туры теперь сами должны активно вклю­чаться в решение проблем дальнейшего развития сферы предпринимательства. Предприниматели не должны уповать на постоянную помощь государства, по­скольку это не входит в его прямые обя­зательства. Частный сектор должен стать самодостаточным и по-настоящему не­зависимым. В этом видится ос­новная цель Союза Промышленников и Предпринимателей.

1.  Важнейшая задача - совершен­ствование законодательной базы, разработка конкретных мер по поддер­жке предпринимательства, создание сети Экспертных сове­тов при министерствах, ведомствах, которые будут заниматься изучением и оценкой нормативно-правовых актов в сфере предприниматель­ства. Ни один нормативно-правовой акт не должен двигаться дальше - от разра­ботчика до Парламента и до Главы госу­дарства - без заключения Экспертного совета. Эти нормы должны быть предусмотрены законодательством.

С этой целью планируется принять активное участие в изменении нормативно-пра­вовой базы и в совершенствовании за­конодательства, касающегося налогов, таможенных пошлин, во всем, что даст возможность предприятиям произво­дить качественную продукцию, успеш­но ее продавать, платить налоги и соответственно поднять зарплаты своим работникам. Кроме того, должен быть подготовлен пакет предложений, а точнее, проекты изменений во многие подзаконные акты, регламентирующие процесс разработ­ки, согласования, принятия и введение в действие нормативно-правовых актов. Если предложения Союза будут учтены Пра­вительством, то участие бизнес-структур в процессе формирования националь­ного законодательства перестанет быть формальным. Предполагается, что экс­пертизе предпринимателей будут под­вергаться не только разрабатываемые проекты, но и действующие законы и подзаконные акты.

2.  Кто же входит в Общенациональный Союз?

Для начала, членами Союза могут быть  отраслевые и профессио­нальные объединения - ассоциации (союзы) предпринимателей, ассоциации малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день в составе Санкт-Петербургского Союза Промышленников и Предпринимателей более трехсот организаций, охватывающих фи­нансовый сектор, сферы городского хозяй­ства, строительной индустрии, легкой промышленности, металлургической, нефтегазовой промышлен­ности и др.

3.  Ситуация в сфере отечественного предпринимательства.

В реальной жизни постановка вопроса об устойчивом развитии экономики малых и средних форм предпринимательства гораздо сложнее, нежели может казаться на первый взгляд. На этот рынок возложены задачи по мобилизации социальных и экономических процессов в государстве. Важнейшая составляющая таких видоизменений - обеспечение дополнительных рабочих мест, дающих возможность государству безболезненно выйти из процесса реструктуризации больших предприятий, где высвобождается огромный человеческий потенциал. Малый и средний бизнес способен гораздо быстрее реагировать на конъюнктуру рынка, находить свою нишу в производстве товаров и услуг, а следовательно, имеет больше шансов на выживание в периоды экономической нестабильности. Кроме того, специфика малых форм предпринимательства исключает возможность монополизации рынка. Однако развитие предпринимательства сдерживается слабой законодательной базой, недостаточной защищенностью прав собственности, коррупцией и не вполне благоприятным  климатом предпринимательства. Проблемы с которыми сталкиваются предприниматели можно представить системой из основных барьеров.

Во-первых, это ограниченные возможности развития бизнеса, определяемые общеэкономической ситуацией в стране и регионах (высокие налоги, тарифы монополистов, стоимость кредитных ресурсов и аренды производственных площадей, низкая платежеспособность населения, нестабильная законодательная база, сложный порядок налогообложения и др.).

Во-вторых, недостаточная государственная поддержка предпринимательства, особенно малого, что не позволяет ему на равных конкурировать с зарубежными компаниями.

В-третьих, бюрократическое администрирование; оборачивающееся длительностью оформления всех бизнес-документов, нерациональным использованием времени управленческого персонала, потерей оперативности во взаимоотношении предпринимателей с партнерами.

И, в-четвертых, коррупция, усиливающая теневую сферу, расширяющая ненормативные отношения бизнеса и госструктур, сдерживающая формирование цивилизованных предпринимательских отношений.

Почти полное отсутствие Промышленных кластеров - объединяющих малые, средние и крупные предприятия, производящие взаимодополняющую продукцию.

4. Как кластерная модель работает на практике. Какие при этом могут возникнуть проблемы, и, самое главное, какие позитив­ные результаты можно получить?

Практика западных стран показывает, что отраслевые кластеры весьма эф­фективны и способны производить конкурентоспособную продукцию с высокой прибавочной стоимостью. Предполагается, что результатами успешной реализации программы станут рост диверси­фикации экономики через смещение акцента от добывающей отрасли к производительности вовлеченных в проект фирм, повышение качества делового климата в стране, а также оптимизация торговых связей с соседними странами. Кластеры позволят уйти от сырьевой зависимости, придав тем самым экономике устойчивое развитие. Произойдет значительный рост внутренних инвестиций, усилится роль государства, как  конкурентоспособной страны, увеличится объем прямых иностранных инвестиций, оптимизируются торговые связи с соседними странами.

5. Зачем вступать в ВТО? Ищет ли бизнес-сообщество свой интерес в присоединении к ВТО?

Вопрос вступления во Всемирную торговую организацию актуален. Однако, для ма­лых предприятий вступление в ВТО мо­жет принести достаточно проблем в пла­не развития конкуренции. Так, например, большинство стандартов, действующих в промышленном комплексе, нуждается в гармонизации с тре­бованиями ВТО. А это означает, что без необходимого технического переосна­щения и сама продукция неконкурентос­пособна. Возможное последствие этого (после открытия границ и насыщения ме­стных рынков зарубежными товарами)  - банкротство многих предприятий и мно­гомиллионные убытки для бюджета.

Кроме того политика импортозамещения, после вступления в ВТО, вынуждена будет свернуться, что отри­цательно скажется на отечественных про­изводителях. Потребуется принять дей­ственные меры по поддержке ряда отрас­лей промышленности. Но есть очень существенное пре­имущество. Малые предприятия на се­годняшний день не имеют возможности лоббировать собственные интересы. Если крупный бизнес находит такие возмож­ности даже в том юридическом поле, ко­торое уже существует, то вступление в ВТО позволит всем работать в едином право­вом пространстве. Это пространство бу­дет для всех одинаково: и крупный биз­нес, и малый бизнес вынуждены будут работать в одном режиме, а так называе­мые административные ресурсы будут минимизированы. Вступление в ВТО дает ряд преимуществ, среди ко­торых получение режима наибольшего благоприятствования в торговле товара­ми и услугами со странами -членами ВТО, предсказуемость торговых режимов стран-членов ВТО, доступ к международному  механизму разрешения торговых споров, участие в выработке правил международной торговли с учетом национальных интересов, приведение торгового законодательства к международным, нормам и стандартам, улучшение имиджа государства.

6. Особо – о качестве продукции предприятий Союза.

В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Как должна сейчас решаться для бизнеса проблема повышения качества?

Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается много проблем. Их решение требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которые невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон. Проблема повышения качества продукции разделяется на две основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции. Проверенный десятилетиями и тысячами зарубежных фирм путь к выживанию и развитию предприятия на рынке, в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, реализуется на основе создания на предприятии эффективно действующей  системы управления качеством продукции. Показателем эффективности функционирования этой системы является сертификат ее соответствия требованиям международных стандартов ISO:9000. Без сертификата на качество предприятие не может получить: разрешение на участие в тендерах на получение заказа в рамках национальных и международных программ, которые финансируются государством. В развитых странах не менее 80-90% предприятий имеют сертификаты на качество. У нас тоже начали это понимать, и многие предприятия стараются работать в соответствии с международными стандартами. Если наша продукция не будет конкурентоспособной, то предприятие буде нести убытки.

7.  О социальной ответственности бизнеса.

Сейчас много об этом говорят. Государство и бизнес должны вкладывать в это понятие один и тот же смысл. Бизнес не может и не должен уходить от решения социальных проблем. Для бизнеса, равно, как и для всех, применимо понятие «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Приоритеты всех форм бизнеса изменились, предприни­матели расширили свои узкие сиюминутные границы. Акцент на извлечении максимальной прибыли вслед за цивилизованными рынками постепенно вытесняется осознанием того, что ставка на социальную ответственность является ключом к будущему процветанию предприятия, компании, фирмы. Таким образом, социальная ответственность бизнеса, а значит, цели и задачи проекта могут быть реализованы только при совмещении интересов и приоритетов трех групп: самого бизнеса, правительства и общества. Речь идет о таких социальных изменениях, которые ведут к сближению этих интересов. Жизнь требует объединения государственных и предпринимательских действий для решения социальных проблем. Без объединения их усилий радикальных сдвигов в социальной обстановке не достичь. Пора понять, что, снижая налоги на прибыль, а к этому справедливо призывают предприниматели, государству в одиночку не под силу решать наболевшие социальные проблемы. Но объединение усилий государства и предпринимателей - не арифметическое сложение их возможностей. Необходимо выработать взаимную социальную ответственность друг перед другом - государства и предпринима­тельства. Здесь вырисовывается пока еще далеко не благоприятная картина. Крайне отрицательно сказывается отсутствие постоянного и продуктивного диалога государства с бизнесом на всех уровнях «вертикали». Предпринимательство зачастую отстраняется от выработки законов, нормативных актов, которые имеют прямое к нему отношение. Важно изменить ситуацию. Решение этой задачи – гарант сохранения политической стабильности.

8.  Приоритетные задачи.

Во-первых, представление и защита прав предпринимателей, их Союза,  а также их законных интере­сов в государственных органах.

Во-вто­рых, взаимодействие с органами государственной власти по решению ключевых проблем отечественного биз­неса, участие в процессе подготовки нормативно-правовых актов, система­тизации взаимоотношений государства и бизнеса.

В-третьих, формирование социально ответственного бизнеса, а это - активное участие в социальных программах государства, направлен­ных на поддержку малообеспеченных слоев населения; улучшение здоровья нации; развитие образования; ук­репление межнационального согласия в стране.

Глава правительства призвал предпринимателей найти себя в инно­вационной экономике, регионам стать экономически амбициозными, выстро­ить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпри­нимательства, создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. Для достижения поставленных целей, все ба­рьеры на этом пути должны быть сняты.

9.  Что является главным, и как видится дости­жение поставленных задач?

Глава правительства ежегодно встречается с предста­вителями предпринимательских струк­тур. Он предлагает меры, которые существенно помогают разви­тию бизнеса. Это создание государ­ственных структур по поддержке пред­принимательства и формирование институтов развития, объявление мора­тория на проверки, увеличение объе­мов кредитования для малого и сред­него   бизнеса,    крестьянских   и фермерских хозяйств. Главное ­наладить конструктивное взаимопонимание  с госструктурами. Необходимо внедрить регламентированный законодательством механизм взаимодействия госорганов и бизнесменов при принятии нормативно-правовых актов, касающихся предпринимательства. Должна быть реализована конкретная система поддержки малого бизнеса. Необходимо снизить административное давление на бизнес через упорядочение контрольно-надзорных функций госорганов.

Необходимо: во-первых, сформировать единое понимание роли и задач предпринимательства, среднего и малого бизнеса в стабилизации и устойчивым развитии экономики; во-вторых, проводить более эффективную социальную политику в рамках трехстороннего сотрудничества работодателей, государства и наемных рабочих. Третье, и не менее важное - защита интересов всего предпринимательского корпуса, а не лоббирование интересов отдельных групп. Есть и еще два принципа. Это использование опыта социального партнерства ряда развитых стран (Австрии, Швеции и других), а также возможность четко сформулировать единую позицию бизнеса на переговорах по вступлению в ВТО.

10.       Каким образом возможно изменить взаимоотношения государства и бизнеса?

Прежде всего, государство должно создать благоприятные условия развития малого бизнеса в регионах, а бизнесмены, в свою очередь, увеличить отдачу от своей работы: наращивать объемы поступлений в бюджет, создавать новые рабочие места, увеличивать заработную плату работникам. Важный вопрос – взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с Общественными организациями с учетом задач, решаемых ими, способствующих развитию СПП. К сожалению, до сих пор остался барьер, ограничивающий возможности Общественных организаций, отстраненных от госбюджета, субсидий и субвенций. Отсутствует законодательство, обеспечивающее льготы, узаконенные для предприятий малого и среднего бизнеса.  Для Общественных организаций – выполняющих безвозмездно работу по развитию малых и средних предприятий эти льготы отсутствуют, в частности –  преимущественное право выкупа арендуемых помещений.

В настоящее время многие предприниматели не имеют реальной возможности участвовать в разработке программных документов в своей отрасли или в разработке законов, касающихся их деятельности. Поэтому Союзу предстоит многое сделать, чтобы устранить различные препятствия на пути предпринимателей, например, упростить забюрократизированную регистрационно-разрешительную систему, упорядочить контроль и сократить количество всевозможных проверок со стороны госслужб. В целом необходимо наладить партнерские прозрачные взаимоотношения между госструктурами и малым бизнесом.

Только тогда малый бизнес сможет развиваться интенсивно.