Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г.

Оценка инновационного потенциала на основе системной модели российской компании

 

Солдатов А.В.

 

 

The estimation of innovation potential is a difficult and actual problem of the modern venture market. The system model of the Russian company will allow to create new methodology of a numerical estimation of innovation potential.

 

Оценка инновационного потенциала является актуальной задачей российского рынка венчурного капитала. К сожалению, существующая методология оценки инновационного потенциала обладает целым рядом значительных недостатков, делающих ее применение затруднительным. Среди таких недостатков можно выделить чрезмерное внимание к отдельным аспектам деятельности предприятия, таким как инвестиционные возможности предприятия или человеческий фактор, которые, по сути, являются только составляющими инновационного потенциала и не могут быть его универсальной характеристикой. Другой недостаток – это отсутствие адаптации к российскому рынку. Третий - сложность в практическом применении и низкая достоверность. Все эти недостатки свидетельствуют о широкой проблематике вопроса оценки инновационного потенциала особенно применимо к российской действительности.

Но в мировой практике существуют и универсальные подходы к компании как к системе, без учета характера ее деятельности. Впервые системная модель компании была описана консалтинговым агентством McKinsey и состояла из семи управляющих блоков. Эта модель получила название 7S. В дальнейшем эта модель получила развитие в методологии 11S. Эта модель представлена на Рисунке 1.

 

Рис. 1 Системная модель компании

1.                 Система целей

2.                 Система выходов

3.                 Система входов

4.                 Система бизнес-процессов (далее БП)

5.                 Организационная структура компании

6.                 Менеджер в системе

7.                 Персонал

8.                 Система коммуникации

9.                 Система принятия решений и разрешения проблем

10.             Корпоративная культура

11.             IT-решения

 

В теории общего менеджмента доказано, что система данных подсистем является полной, т.е. является достаточной для описания любой компаний, в том числе инновационной. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что система носит обобщенный характер, она была получена в результате исследования больших выборок предприятий западных и восточных рынков, а также многократно получала подтверждения от различных ученых экономистов по всему миру. Так что можно быть уверенным, что в общем виде данная система подходит и для моделирования российских предприятий, но в частности данная система может быть избыточной, т.е. включать лишь часть управленческих блоков для полного и достаточного описания российских компаний, занятых инновационной деятельностью.

Автором статьи была выдвинута гипотеза о том, что данная системная модель, состоящая из 11 управляющих блоков, имеет избыточность, т.е. часть блоков не оказывают существенного влияния на российские предприятия, занятые инновационной деятельностью, более того она приводит к путанице и ошибкам в диагностике предприятия. Данная гипотеза была сделана для формирования достаточной системной модели российской компании и для упрощения методологии оценки инновационного потенциала.

Для проверки данной гипотезы была разработана анкета, в которой было необходимо оценить каждый управляющий блок системной модели по 5 бальной шкале, от 0 – не влияет до + 5 оказывает чрезвычайное влияние на российские инновационные предприятия. Анкета была заполнена жюри инновационного конкурса БИТ, в которое традиционно входят представители консалтинговых агентств DeLoitte и McKinsey, представители российского бизнеса – топ-менеджеры компаний ЕвроСеть, ABBYY Software и других, а также правительственные чиновники, курирующие развитие инновационного бизнеса в России.

Полученный результат экспертного опроса выявил то, что среди 11 переменных наиболее значимыми для российских компаний являются только 6:

 

1.                 Система целей

2.                 Система бизнес-процессов

3.                 Организационная структура

4.                 Корпоративная культура

5.                 Система внутренних коммуникаций

6.                 Менеджмент

 

К сожалению, полученная экспертным путем система из 6 переменных не может быть проверена дополнительными статистическими исследованиями, в связи с отсутствием или закрытостью информации о работе существующих российских компаний.

Развитие системной модели требует понимания еще одного важного свойства систем – синергии. Синергия означает, что система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент по отдельности. Для возникновения синергетического эффекта необходимо, чтобы каждая подсистема оказывала усиливающие влияние на другие подсистемы компании. Оценка этого влияния может быть вычислена и эта связь измеряется коэффициентами корреляции. Таким образом, логично рассматривать каждый блок не как существующий изолированно от других, а как часть всей системы со всеми внутренними взаимодействиями. В предлагаемой методологии, оценка каждого блока формировалась с учетом влияния на все блоки, уже рассмотренные до этого. Рисунок 2 может пояснить влияние синергии и последовательность этапов предложенной методологии оценки в системной модели российской компании.

 

Рис. 2 Взаимосвязь между управляющими блоками

 

Построенная системная модель компании не является законченной, так как описывает только внутреннюю среду. Нельзя забывать, что любая компания – это открытая система, т.е. она находится и функционирует во внешней среде. Каждое действие компании либо оказывает влияние на внешнюю среду, либо является ответной реакцией на влияние внешней среды. Компания находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, внешняя среда должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджмента. Поэтому необходимой составляющей системной модели компании, будет рассмотрение элементов внешней среды компании.

Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать компании, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы.

Таким образом, внешняя среда может быть описана совокупностью конкретных объектов, которые оказывают влияние на компанию или на которые оказывается влияние со стороны компании. Образно системная модель компании с учетом внешней среды представлена на рисунке 3. Объекты внешней среды расположены на «орбите» вокруг компании. Каждый из объектов, находящихся на «орбите», может быть пронумерован, а сила его влияния описана определенным числом, положительным или отрицательным в зависимости от сущности объекта, является ли он возможностью или угрозой.

В результате получена системная модель российской компании, состоящая из модели внутренней и внешней среды. Анализ системной модели позволяет сделать заключение о готовности компании к осуществлению инновационной деятельности, т.е. дать оценку ее инновационного потенциала. Численная оценка инновационного потенциала будет равна сумме оценок внешней и внутренней среды компании.

Рис. 3 «Орбитальная модель внешней среды»

 

 

Методология оценки инновационного потенциала на основе анализ шести перечисленных подсистем и оценки внешней среды обладает рядом важным преимуществ перед другими подходами.

Первым шагом методологии оценки инновационного потенциала может быть экспресс-диагностику предприятия, т.е. формирование некоторой первичной гипотезы о готовности рассматриваемого бизнеса к инновационной деятельности. Дальнейшим глубоким изучением она будет либо подтверждена, либо опровергнута. Валидность экспресс-диагностики напрямую связана с компетентностью экспертов. Ее применение не требует значительных затрат времени. Экспресс-диагностика позволяет дать не только первичную оценку инновационного потенциала, но и провести первичный аудит предприятия.

Другим преимуществом методологии оценки инновационного потенциала на основе ее системной модели является ее полезность, как для венчурного инвестора, так и для менеджмента самой компании. Методология предполагает проведение регулярной диагностики инновационной деятельности с целью выявления существующих и возможных проблем бизнеса. Примечательно, что для этой цели ни один из существующих подходов к оценке инновационного потенциала не может быть применен.

Есть и другие преимущества системного подхода. Важно, что этот подход полностью адаптирован к российскому рынку, не требует финансовых затрат и полезен всем заинтересованным сторонам инновационного процесса. Поэтому его можно рекомендовать для использования на российском венчурном рынке.



Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г.