Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г.


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ДЕТЕЙ

 

Кикоть О.В.

(Министерство здравоохранения и социального развития РФ)

 

Важность проблемы. Показатели физического здоровья людей в развитых странах значительно улучшились за последние десятилетия - продолжительность жизни выросла, а младенческая смертность, напротив, снизилась. Получила развитие обширная сеть лечебных и профилактических учреждений, в которых медицинские услуги доступны населению любого возраста. Несомненно, в настоящее время все еще существует огромное количество проблем, связанных с физическим здоровьем населения, например, растущий уровень хронических и аллергических заболеваний, но, тем не менее, все больший интерес исследователей привлекают проблемы психического здоровья людей, и в частности, детей.

Много усилий прикладывается для установления факторов, которые определяют и влияют на развитие и поведение детей и для нахождения способов улучшения и поддержки детского эмоционального здоровья.

В настоящее время выделяют большое число факторов, оказывающих воздействие на детскую психику, на когнитивное и языковое развитие детей и их готовность к школе. Эти факторы включают в себя место проживания ребенка, жилищные условия семьи, социальный статус родителей, тип детского сада или школы, отношения со сверстниками и родственниками. Однако, среди длинного списка факторов, воздействующих на детское психическое развитие, один особенно важен. Это качество заботы, которую получают дети – качество родительского ухода и воспитания.

Родительская забота очень сложный и многогранный феномен. Он охватывает широкий спектр обязанностей и функций, таких как выращивание, стимуляция, внимание к детским нуждам и желаниям, установление и поддержание дисциплины, проявление эмоциональной привязанности и многое другое. Существует несколько аспектов родительской заботы, которые оказывают существенное влияние на психическое и физическое развитие ребенка.

- Родительское тепло и внимание к детским нуждам. В семьях, где родители всегда проявляют тепло, внимание и любовь, дети приобретают сильную привязанность (теплоту, доверительные отношения) к своим родителям. Такая привязанность в молодом возрасте обеспечивает важную эмоциональную основу для дальнейшего развития, помогает в установлении отношений со сверстниками и обеспечивает снижение числа поведенческих проблем в подростковом возрасте (Кессиди & Шейвер, 1999). Дети, чьи родители проявляют к ним тепло и внимание, обладают повышенным чувством собственного достоинства, уверенности в своих силах; в то же время уровень депрессий, тревоги, эмоциональных и поведенческих проблем у детей в таких семьях ниже (Вайс & Шварц, 1996).

- Установление и поддержание дисциплины. Родительский стиль установления и контроля над дисциплиной является одним из ключевых факторов здорового развития ребенка. Дети в семьях, где родители устанавливают твердую дисциплину и объясняют детям нормы приемлемого в обществе  поведения, обычно более успешны в школьном обучении и в отношениях со сверстниками (Хартеп, 1989). Дети, чьи родители устанавливают ограничения их свободе, но в то же время допускают определенный уровень независимости, в подростковом возрасте испытывают меньше проблем с алкоголем и наркотиками и со школьной посещаемостью (Тейлор & Робертс, 1995).

- Когнитивная стимуляция. Языковая и когнитивная стимуляция особенно важны для младенцев и детей. Многие ученые установили и доказали, что дети проявляют лучшую успеваемость в школе, если родители в раннем детстве вовлекали их в вербальные игры и обеспечивали их познавательными занятиями, играми и литературой (Хаттенлохер, 1998). Кроме того, активное участие родителей в детских занятиях и в домашней работе связывают с лучшей академической успеваемостью в дальнейшем обучении (Ресник, 1997).

- Моделирование. В повседневной жизни родители своим примером моделируют поведение детей. Наблюдая за реакцией родителей на различные ситуации, дети воспринимают нормы поведения и морали. Дети и подростки более склонны проявлять агрессивное поведение в случае, если они наблюдают аналогичное поведение своих родителей и наоборот. Именно поэтому родители своим примером должны демонстрировать допустимые нормы поведения и морали.

- Семейный уклад и традиции. Родители обеспечивают структуру жизни своих детей, влияют на выбор друзей, места проживания и обучения. В семьях, в которых родители проводят много времени со своими детьми, наблюдается меньше эмоциональных и поведенческих проблем у детей.

Качество родительского ухода и каждый его аспект подвержены воздействию множества внешних и внутренних факторов. Родительские и детские характеристики, размер и структура семьи, семейное положение и экономические ресурсы семьи влияют на поведение и отношение родителей и, соответственно, на психическое здоровье детей (Чейз-Лансдейл, 2002).

- Родительские характеристики. Уровень образования родителей и их когнитивные способности, личность, и их собственный детский опыт влияют на качество родительской заботы.

- Детские характеристики. Дети в свою очередь оказывают существенное влияние на поведение родителей. Это происходит через воздействие детской личности, темперамента и поведения. Если ребенок сложный, постоянно жалуется или капризничает, то родители склонны отвечать негативно и выказывать меньше привязанности к ребенку.

Однако процесс взаимного влияния многогранен и родители в определенной степени формируют поведение ребенка. Таким образом, эффективный родительский уход может сделать ребенка более приятным и улучшить его поведение.

- Семейное положение. Тип родительских отношений с партнером или супругом, а также поддержка, которую родитель получает от семьи и друзей, прочно связаны с качеством родительской заботы. Родительские или семейные конфликты оказывают негативное воздействие на детскую психику и ведут к ситуации, когда ребенок получает меньше внимания и заботы от родителей, по сравнению с детьми из благополучных семьей (Девис & Каммингс, 1994).

- Структура семьи и экономические ресурсы. Эти два фактора взаимозависимы и оказывают сильное влияние на родителей и детей. Весьма часто дети из многодетных семей получают меньше финансовой поддержки и ежедневного внимания от родителей.

Финансовая ситуация в значительной степени влияет на семью, качество родительского ухода и следовательно, имеет последствия на эмоциональное развитие детей.

В настоящее время, также как и в прошлом, существуют выраженные неравенства между социальными классами; ресурсы, доступные людям разного социального статуса неодинаковы.

Эти неравенства касаются в равной степени родителей и их детей. Дети из бедных или безработных семей, проживающих в неблагополучных районах, имеют меньше возможностей обучаться в престижных школах и получить хорошее образование; такие дети также часто не получают необходимого лечения или профилактических медицинских процедур.

Социальное неравенство оказывает негативное воздействие как на физическое, так и на психическое здоровье детей.

Авторитетные лица в развитых странах, работники здравоохранения, а также неправительственные организации уделяют огромное внимание повышению качества родительской заботы. Они оказывают существенную финансовую поддержку и разрабатывают социальные программы, направленные на уменьшение социальных неравенств, на улучшение и поддержку главного определяющего фактора успешного и здорового развития детей – качество родительской заботы.

Ситуации, когда родителям недостает, или они противоречиво используют, основные родительские навыки, ведут к возникновению поведенческих расстройств у детей, начиная с самого юного возраста. Раннее начало психологических проблем, таких как непослушание или агрессия, являются основными предсказателями антисоциального или криминального поведения, как в подростковом возрасте, так и на протяжении дальнейшей жизни (Бройди, 2003). Будучи недиагностированными или непролеченными, 40% детей с ранними проявлениями поведенческими трудностями приобретают в дальнейшем  более серьезные психические расстройства, включающие наркоманию, криминальное или агрессивное поведение (Койд, 2003).

Следовательно, факторы, влияющие на качество родительского ухода, убедительно установлены и обоснованы, как и тот факт, что обдуманное и внимательное воспитание предохраняет детей не только от заболеваемости и смерти, но также оказывает положительное воздействие на психическое развитие и помогает предотвратить возникновение эмоциональных проблем или эффективно лечить их.

Таким образом, возникают два основных вопроса:

1)               могут ли родительские навыки и качество родительского ухода за детьми быть улучшены;

2)               если да, то каким образом?

Существует большое количество способов улучшить и развить необходимые родительские качества и навыки. Такие способы включают:

- Социальные и профессиональные реформы, целью которых является облегчение финансового давления на родителей и помощь уязвимым семьям;

- Социальную поддержку (обмен опытом, помощь при лечении депрессии и психологических проблем родителей);

- Практическую помощь (проведение иммунизации детей на дому, обеспечение транспортом, услугами переводчиков для этнических меньшинств, помощь в кризисных ситуациях и т.д.);

- Диагностирование и лечение проблем со здоровьем, как родителей, так и детей;

- Развитие родительских программ и предоставление необходимого родительского образования (Холл & Эллиман, 2007).

Желание улучшить функционирование семьи проявилось в настоящее время в разработке программ, предлагающих семейную поддержку и образование для родителей.

Семейные и родительские программы – это краткосрочные мероприятия, направленные на помощь родителям, испытывающих проблемы с родительскими навыками и с эмоциональным развитием детей. Эти проблемы в основном касаются поведения детей дома, в школе или в обществе в целом.

Родительское образование – это спектр обучающих и поддерживающих мероприятий, которые помогают нынешним и будущим родителям понять их собственные социальные, эмоциональные  и психологические нужды, а также нужды своих детей. Данные мероприятия помогают улучшить и укрепить отношения между родителями и детьми; они создают сеть доступных услуг для местного сообщества и помогают семьям пользоваться ими.

В настоящее время существуют различные подходы к предоставлению родительского образования, различающиеся в своей теоретической основе и способах организации. Образцы включают следующее:

- социальное, общественное и гражданское образование в школах;

- предродовое обучение, предлагающее в основном фактические знания о здоровье детей;

- развитие сетей семейной поддержки;

- программы для родителей, основанные на концепциях эмоциональной привязанности, грамотности и психического здоровья.

Эпидемиология психических проблем у детей. Эмоциональные и поведенческие сложности у детей являются одной из главных причин будущих проблем в личной и общественной жизни. Распространенность психологических проблем детей в индустриальных странах достигает 20% и превышает доступные ресурсы и способы борьбы с ними (Кемпбелл, 1995). Степень поведенческих проблем у детей дошкольного возраста особенно высока. Многие исследователи проводили долгосрочные наблюдения и установили, что, например, антиобщественному поведению в возрасте 13 лет предшествовали психологические и эмоциональные проблемы в 5-летнем возрасте (Робинс, 1991). Также исследование, продолжавшееся на протяжении 22-х лет, установило, что агрессия по отношению к сверстникам в возрасте 8 лет сопровождалась увеличенным числом судимостей к 30-летнему возрасту; одновременно подчеркивалась серьезность совершенных преступлений (Эрон, 1990).

Цели данного системного анализа. Установить:

- являются ли родительские программы, в особенности родительские образовательные программы, эффективными в улучшении эмоциональной и поведенческой приспособляемости детей в возрасте от 0 до 5 лет;

- сохраняются ли положительные эффекты подобных программ в течение долгого времени;

- могут ли они улучшить и развить родительские навыки воспитания детей.

Оценить эффективность родительских программ в управлении психологическими проблемами у детей с целью их предотвращения.

Прокомментировать:

- черты успешных проектов, которые необходимы для привлечения большого количества участников и для предотвращения досрочного прекращения участия в программе;

- потенциально успешные способы организации родительских образовательных программ;

- эффективность родительских образовательных программ в различных культурных и социальных контекстах.

Методология. Первая часть работы состояла в обзоре литературы, касающейся родительских программ и в частности родительского образования. Был предпринят обзор названий и резюме статей, описывающих исследования в области родительских программ в нескольких британских электронных базах данных, для установления соответствия критериям поиска. Был произведен анализ статей, отвечающих установленным требованиям.

 

Критерии для включения статей в системный анализ

 

 

 

Тип статей, включенных в обзор

 

- Исследования, описывающие первичные испытания программ и систематические обзоры, оценивающие их эффективность.

- Исследования или систематические обзоры фокусировались на семейных/родительских программах.

- Исследования, результатом которых было изменение хотя бы одного показателя, измеренного до и после программы.

 

 

Типы программ

- Родительские образовательные программы, вне зависимости от теоретической основы предоставления данной программы.

- Программы, целью которых являлось модификация семейных отношений через улучшение и развитие родительских навыков, необходимых для контроля над поведением их детей.

- Программы, участники которых беспорядочно определялись в экспериментальную или контрольную группу.

- Участники контрольных групп либо не участвовали в программе либо включались в группу ожидания повторного испытания программы.

- Контрольные группы, в которых семьи ожидают своей очереди участвовать в программах, являются более приемлемым форматом с этической точки зрения, так как нельзя отказать в помощи нуждающимся в ней семьям.

 

 

 

 

Результаты

программ

Для детей:

Положительными результатами для детей считались

- увеличение уровня самоконтроля и независимости детей,

- стимулирование нормального развития,

- сокращение проявлений антисоциального, гиперактивного поведения,

  непослушания детей, родители которых приняли участия в образовательной программе.

Положительным являлось также

- уменьшение интенсивности поведенческих проблем,

- снижение их числа.

Поведение детей, выходившее за рамки клинически допустимого уровня до вмешательства, после программы приходило в норму.

 

Для родителей:

Положительным исходом образовательных программ для родителей являлось

- увеличение их способности к самоконтролю как основополагающему родительскому навыку (Сандерс, 2003).

Под самоконтролем подразумевалось умение, позволяющее модифицировать поведение в соответствии с возникающими обстоятельствами.

В результате развития данных навыков родители

- становились более самодостаточными,

- проявляли независимость в решении проблем,

- чувствовали большую уверенность в осуществлении своих родительских обязанностей.

Для семьи в целом:

- улучшение внутрисемейных отношений,

- разрешение семейных конфликтов.

 

 

 

Участники

программ

- Программы для семей с детьми от 0 до 5 лет, независимо от того, каким образом участники набирались для участия в программе.

- Программы для родителей со здоровыми детьми, а также для семей, в которых дети уже испытывают эмоциональные или поведенческие трудности.

- Поведенческие расстройства детей устанавливались, используя стандартные способы оценки – детские контрольные таблицы поведения, родительские анкеты, шкалу детского поведения Айберга.

 

Результаты. Из 215 найденных статей 74 оказались непригодными для включения в обзор. Из 141 статьи только 5 были пригодны для включения. Главной причиной для исключения статей являлся тот факт, что описываемые программы

- проводились для детей, не отвечающим критериям возраста (от 0 до 5 лет);

- изменения интересующих показателей не измерялись до или после программы;

- не имели контрольной группы, необходимой для сравнения изменения показателей.

Включенные исследования оценивали эффективность различных родительских образовательных программ для эмоциональной и поведенческой приспособляемости детей в возрасте от 0 до 5 лет. Все сравнения проводились между экспериментальной и контрольной группами.

Хатчингс и его коллеги (Hutchings et al, 2007) тестировали эффективность родительской обучающей программы «Великолепные годы» для снижения числа детских эмоциональных и поведенческих проблем и для улучшения родительских навыков самоконтроля.

Программа состояла из 12 еженедельных групповых сессий, на протяжении которых применялись следующие методы:

- Моделирование – изучение позитивного поведения на примерах;

- Дискуссия – обмен родителями опытом решения различных проблем, объяснение предшественников и последствий их собственных и детских поступков;

- Использование видеоматериалов – запись семейного поведения в различных ситуациях, анализ и обсуждение записей;

- Обучение навыкам – попытки модифицировать обычное поведение, используя новые подходы во время сессий и дома.

Организаторы программы включали социальных работников, психологов, врачей.

Участниками программы являлись социально неблагополучные семьи из 11 районов Уэльса.

Результатами программы стало снижение проявлений детского антиобщественного и гиперактивного поведения и повышение самоконтроля у детей в экспериментальной группе. Поведение детей, выходившее за клинически допустимые рамки, возвращалось в норму. Вторичным результатом стало уменьшение уровня психологических проблем у оставшихся детей в семье (в случае наличия таковых).

Позитивным результатом для родителей стало снижения уровня депрессии, тревоги и стресса и подъем чувства уверенности в исполнении своих родительских обязанностей.

Эффекты программы измерялись сразу после ее окончания; в то же время осталось неясным, сохраняются ли положительные результаты по истечении времени.

Следующее исследование анализировало эффективность родительской образовательной программы «Серии для родителей и детей» (Parent Children Series) в улучшении взаимодействия между родителями и детьми.

Программа состояла из 10 еженедельных групповых моделирующих сессий и применяла следующие методы:

- Наблюдение и оценка детского поведения;

- Обсуждение родительского опыта;

- Использование видеозаписей и их анализ;

- Отдельное оценивание отчетов матерей и отцов о поведении ребенка.

Результаты исследования показали, что программа оказалась неэффективна в снижении числа детских поведенческих проблем. Однако согласно мнению родителей произошло сокращение интенсивности проявления подобных проблем. Сохранность незначительных положительных эффектов не измерялась в дальнейшем.

В целом, позитивные результаты данной программы оказались незначительны и авторы не смогли рекомендовать программу для использования на более широком уровне.

Хизкок и коллеги (Hoscock et al, 2008) провели оценку эффективности обучающей «Универсальной родительской программы для предотвращения детских поведенческих проблем», целью которой являлось именно предотвращение возникновения подобных проблем, в не лечение уже существующих расстройств. Программа также ставила целью улучшить психологическое благополучие матерей.

Программа заключалась в организации 3-х сессий, длительностью в целый день, для родителей детей в возрасте от 8 до 15 месяцев. Следующие методы использовались в эксперименте:

- Выявление родительских факторов риска в возникновении эмоциональных и поведенческих проблем детей;

- Попытка снизить необоснованные ожидания родителей, уменьшить проявления жестких и негуманных родительских методов воспитания через улучшение родительских знаний о нормальном физическом и психологическом развитии детей;

- Дискуссии о предотвращении и изменении нежелательного поведения ребенка.

Организаторами программы были врачи и психологи, которые прошли специальное обучение перед программой.

Участниками программы стали австралийские семьи различного  социально-экономического статуса.

Результатами программы стали скромные улучшения родительских показателей: родители в экспериментальной группе сообщали о снижении необоснованных ожиданий по отношению к детям и сокращение применения жестких и негуманных методов воспитания. Программа не проявила себя эффективной в сокращении уровня материнской депрессии и стресса.

Программа не достигла существенных результатов в предотвращении детских внешних (агрессия, гиперактивность) и внутренних (депрессия, волнение, необщительность) расстройств в экспериментальной группе.

Исследователи доложили только о краткосрочных результатах программы и не проводили повторной оценки программы.

Хьюз и Готтлиб (Hughes & Gottlieb, 2004) провели оценку эффективности программы автора Вебстер-Страттон (Webster-Stratton programme), которая ставила своей целью улучшить родительские навыки матерей, жестоко обращающихся со своими детьми, и повысить независимость детей.

Программа состояла из 16 часовых еженедельных групповых сессий и применяла следующие методы:

- Использование и анализ видеозаписей;

- Обучение контролю над родительскими навыками;

- Демонстрация родителям развивающих  детских игр;

- Обучение методам контроля детского поведения и методам наказания за провинности;

Участниками программы стали семьи городских районов Канады, матери в которых состояли на учете в службе защиты детей от жестокого обращения.

Результатами программы стало значительное улучшение родительских навыков. Матери в экспериментальной группе стали проявлять больше привязанности и уважения к своим детям, уделять им больше времени и внимания. Они также обеспечивали детям больше вербальной и невербальной похвалы по сравнению с матерями в контрольной группе.

Несмотря на позитивные родительские эффекты программа не достигла впечатляющих детских результатов. Авторы программы предсказывали значительное увеличение уровня детской независимости, однако этого не произошло. Тем не менее, отсутствие выраженных положительных детских результатов является распространенным для программ, которые работают с детьми в семьях с жестоким обращением.

Эффекты программы оценивались сразу по ее завершении и повторной оценки не проводилось.

Сандерс (Sanders, 2003) разработал и проанализировал эффективность родительской обучающей программы «Позитивная родительская программа» (Triple PPositive Parenting Programme). Проект ставил целью укрепить семейные защитные факторы и снизить риск, связанный с поведенческими и эмоциональными проблемами детей.

Программа состояла из 5 уровней, каждый последующий из которых был нацелен на борьбу с более выраженными психологическими расстройствами детей.

Программа включала самообучающие материалы и видеозаписи и 10 еженедельных групповых сессий. Использованные методы:

-  Улучшение родительских навыков обращения с детьми (похвала, внимание, проявление привязанности, демонстрация примеров поведения);

- Обучение родителей справляться с непослушанием детей (установка правил поведения, четкие детальные инструкции, логическое объяснение последствий поведения, намеренное игнорирование);

- Дискуссия о собственных и детских поступков во время сессий;

- Выполнение домашних заданий.

Результатами программы стало существенное снижение проявлений детского негативного поведения и улучшение дисциплины в экспериментальной группе.

Родители докладывали о значительном повышении чувства собственной компетенции и уверенности в собственных родительских навыках. Также родители подчеркивали снижение стресса при исполнении необходимых родительских обязанностей и улучшения взаимопонимания в семье.

Эффекты проекта оценивались как непосредственно по окончании программы, так и через 1 год. Положительные результаты программы, как для детей, так и для родителей, сохранились после данного периода времени.

Дискуссия. Одной из целей данного обзора было установить эффективны ли родительские программы для улучшения эмоциональной приспособляемости детей.

Как становится ясно из вышеизложенных результатов, не все программы эффективны в достижении поставленных целей. Кроме того, ограниченные или отсутствующие данные о последующих переоценках эффектов программ позволяют сомневаться в том, что положительные эффекты сохраняются в течение продолжительного времени. В одном исследовании были доступны данные, касающиеся только экспериментальной группы, информация же об эмоциональном состоянии детей в контрольной группе отсутствовала.

Второй целью было выяснение эффективности данных программ в предотвращении возникновения и развития эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Предотвращение обозначает сокращение случаев определенного заболевания или расстройства. Тем не менее, только одна из описанных программа ставила целью именно предотвращение возникновения эмоциональных расстройств у детей. Остальные же программы работали с родителями, чьи дети уже испытывали подобные расстройства, что было установлено при обследовании детей до начала программ. Тем не менее, не стоит недооценивать важность таких программ, так как они играют роль в снижении числа и интенсивности испытываемых детьми психологических проблем.

Несмотря на неоднозначные эффекты программ на эмоциональную приспособляемость детей родительские результаты в основном были положительными. Родители приобрели чувство большей уверенности в себе, обрели необходимые воспитательные навыки; также в ряде случаев улучшились взаимопонимание между родителями и детьми и внутрисемейные отношения.

В целом, результаты обзора показали, что необходим дальнейший серьезный анализ доступных образовательных родительских программ для подтверждения их долгосрочной эффективности в улучшении эмоциональной приспособляемости детей от 0 до 5 лет.

Тем не менее, результаты исследований следует интерпретировать с известной долей осторожности, так как самим программам и способам их оценки были присущи определенные слабости.

Во-первых, значение имеет количество семей, принимавших участие в программе. В первых 3-х программах количество участников не превышало 50-100 семей. Стоит задаться вопросом, можно ли делать убедительные выводы на основании такого маленького среза семей. В 4-й и 5-й программах количество участников было выше и составляло 240 и 350 семей соответственно. Хотя эти цифры значительно превышают число участников оставшихся программ, тем не менее, остается спорным можно ли на основании их результатов делать выводы об эффективности программ для всего населения определенной страны в целом.

Во-вторых, важность имеет сам способ привлечения семей для участия в программах. В упомянутых проектах родители сами принимали решение об участии в результате проведенных организаторами рекламных акций в детских садах и лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). Таким образом, неблагополучные семьи, дети в которых подвержены особо высокому риску возникновения и развития эмоциональных и поведенческих проблем часто остаются неосведомленными о доступных программах. Родители, озабоченные поиском работы или жилья не всегда имеют время или возможности задумываться об эмоциональном неблагополучии физически здоровых детей.

Кроме того, некоторые семьи не хотят обращаться за помощью в кризисных ситуациях, так как они рассматривают вмешательство социальных служб в их жизнь как принудительное и навязчивое.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что небольшие рекламные кампании родительских программ в детских садах или ЛПУ не могут привлечь достаточное количество семей для участия в программах.

Одним из путей более широкого распространения образовательных программ является использование средств массовой информации. Результатами данного метода будут являться

- повышение внимания и интереса к образовательным родительским программам;

- изменение негативного отношения к вмешательству социальных служб в семейную жизнь и воспитание детей;

- повышение восприимчивости родителей к сообщениям о здоровье детей и об их психологическом благополучии.

Всестороннее использование средств массовой информации включает в себя применение телевидения, радио, газет и интернета.

Из всех перечисленных средств массовой информации телевидение обладает наибольшим потенциалом достижения поставленных результатов. Телевидение доказало свою способность влиять на компетентность населения, изменять отношения, убеждения и поведение, что сделало телевидение одним из самых важных образовательных источников настоящего времени (Хофстеттер, 1992; Циммерман, 1996). Телевидение обладает проникающим влиянием на современные семьи: взрослые смотрят телевизор около 3 часов ежедневно и более половины взрослого населения считает телевидение наиболее надежным и достоверным источником информации (по данным Американской федерации коммерческих телевизионных станций).

Телевизионные образовательные родительские программы имеют преимущество доступности для большой части населения, в частности для семей, живущих в сельских и отдаленных районах и часто не имеющих другой возможности участвовать в образовательных программах.

Телевизионные сообщения также могут помочь родителям распознать ранние признаки и сигналы эмоциональных проблем у детей и поощрять их обращаться за профессиональной помощью на ранних этапах психологических расстройств, когда минимальное профессиональное вмешательство может быть эффективным.  Кроме того, телевизионные образовательные проекты могут увеличить или улучшить понимание важности психологического благополучия детей всем обществом.

Еще одним способом повышения осведомленности родителей о доступных образовательных программах является более глубокое вовлечение в процесс профессионалов первичного звена в ЛПУ. Педиаторы и врачи взрослого населения обладают превосходной возможностью оказывать помощь и поддержку родителям. В то же время сами доктора часто не осведомлены о существующих программах или не обладают необходимыми ресурсами для оказания помощи нуждающимся семьям. По данным национального опроса 20.000 семей с детьми до 3-х лет, проведенного в США, родители не получают достаточной информации о нормах развития ребенка и о методах правильного ухода и воспитания, несмотря на регулярные визиты к педиатору.

 В то же время именно доктора, благодаря регулярным визитам к ним родителей, находятся в идеальном положении, чтобы диагностировать ранние отклонения от нормы в поведении ребенка и снабжать родителей информацией по вопросам детского развития и ухода. Если сами педиаторы не обладают достаточной квалификацией в вопросах психологической помощи ребенку, то они могут направить родителей к необходимому профессионалу.

Для разработки и внедрения действительно эффективных образовательных родительских проектов на уровне всего населения необходимо учитывать культурный и политический контексты в стране.

В большинстве случаев организаторы не предоставляют информации об этнической принадлежности участников образовательных программ. Существуют серьезные различия в подходах к воспитанию детей в разных культурных группах, поэтому необходима разработка таких программ, которые учтут этнические различия в современном мультикультурном обществе.

Разработчики образовательных родительских программ и участники неправительственных организаций, которые активно пропагандируют их внедрение, серьезно озабочены тем фактом, что правительство не оказывает должного внимания вопросам эмоционального благополучия детей и не выделяет достаточное количество средств на реализацию подобных проектов. Финансирование программ наиболее часто осуществляется через социальный сектор, с минимальным уровнем отчетности об использовании средств на действительно эффективнее проекты. Правительству следует увидеть потенциал образовательных родительских программ в снижении распространенности детских эмоциональных и поведенческих проблем. Не следует забывать, что подобные расстройства встречаются у 20% детей в развитых странах. Ресурсы, потраченные на предотвращение проблем, гораздо меньше тех средств, что придется потратить на лечение таких детей в дальнейшем и на компенсацию ущерба, причиненного ими обществу через агрессивное или преступное поведение.

Заключение. Воспитание благополучных, физически и эмоционально здоровых детей это ответственность общества в целом. Улучшение родительской заботы через образовательные программы это действенное и недостаточно широко используемое средство.

Использование эффективных образовательных родительских программ и проектов семейной поддержки должно занимать центральное место в стремлении представителей здравоохранения предотвратить возникновение семейных конфликтов и развитие эмоциональных проблем детей.

В благополучных семьях вырастают здоровые, хорошо приспособленные к дальнейшей жизни дети, и для достижения этого идеала представителям здравоохранения стоит пересмотреть традиционные представления об уходе за детьми и принять более концептуальную перспективу улучшения родительской заботы и разрешения других семейных трудностей в обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.           Broidy L.M., Nagin D.S., Tremblay R.E., Bates J.E., Brame B. et al, (2003), “Developmental trajectories of childhood disruptive behaviours and adolescent delinquency a six site, cross-national study”, Development Psychology 39:222-45

2.           Cassidy J., Shaver P.R., eds., (1999), ‘Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications’, New York: Guilford Press

3.           Chase-Lansdale P.L., Pittman L.D., (2003), “Welfare reform and parenting: reasonable expectations”, The Future of Children Vol.12, №1:167-185

4.           Coid J., (2003), “Formulating strategies for the primary prevention of adult antisocial behaviour: “high-risk” or “population” strategies?”, In: Farrington D.P., Coid J, eds., ‘Early prevention of adult antisocial behaviour’, Cambridge: Cambridge University Press

5.           Hall D., Elliman D., (2007), ‘Health for all children, Oxford University Press

6.           Hiscock H., Bayer J.K., Price A. et al (2008), “Universal parenting programme to prevent early childhood behavioural problems: cluster randomized trial”, British Medical Journal, 336:318-21

7.           Hofstetter C.R., Schultze W.A. (1992) “Communications media, public health, and public affairs: Exposure in a multimedia community”, Health Communication 4:259-271

8.           Hughes J.R., Gottlieb L.N. (2004), “The effects of the Webster-Stratton parenting program on maltreating families: fostering strengths”, Child abuse and neglect 28: 1081-1097

9.           Hurtup W.W. (1989), “Social relationships and their development significance”, American Psychologist 44:120-26

10.      Huttenlocher J., Levine S., Vevea J. (1998), “Environmental input and cognitive growth: A study using time-period comparisons”, Child Development 69:1012-29

11.      Resnick M.D., Bearman P.S., Blum R.W et al., (1997), “Protecting adolescents from harm: Findings from the National Longitudinal Study on Adolescent Health”, Journal of the American Medical Association 278:823-32

12.      Sanders M.R., (2003), “Triple P – Positive Parenting Program: A population approach to promoting competent parenting”, Australian e-Journal for the Advancement of Mental Health (AeJAMH), Vol. 2, Issue 3

13.      Weiss L.H., Schwartz J.C. (1996), “The relationship between parenting types and older adolescents’ personality, academic achievement, adjustment, and substance use”, Child Development 67:2101-14

14.      Zimmerman J.D. (1996) “A prosocial media strategy: Youth against violence: Chose to de-fuse”, American Journal of Orthopsychiatry 66:354-361

 

 

 

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г.