Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И БАНКОВСКИХ УСЛУГ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

Дюсуше О.М.

(Государственный университет Высшая школа экономики)

 

Maintenance of Quality and Reliability for Technical Devices and Bank Services: the Comparative Analysis.

In a today's business environment, high quality is required for all goods and services which became more and more complex and integrated. This supervision equally extends on manufacture of semiconductors and bank services (and much other activity). However, if quality and reliability assurance of technical products are developed on fundamental bases of all probability theory, mathematical statistics and management, standards only start to be forming in bank's activity sphere. Standards ISO-9000 is applied to any kinds of activity. It has made possible to compare reliability standardization in sphere of technical equipment and bank services

 

В сегодняшней деловой окружающей среде, высокое качество требуется для всех товаров и услуг, которые становятся все более сложными и высоко интегрированными. В равной степени это наблюдение можно отнести и к производству полупроводников, к банковским услугам, и многим другим видам деятельности подобных спецификаций. Однако если Стандарты обеспечения качества и надежности технических изделий разработаны на фундаментальных основах теории вероятностей, математической статистики и организации производства, то в банковской сфере и содержание понятий «надежность банка» «обеспечение качества и надежности банковских услуг», и стандарты качества только начинают формироваться. Тем не менее, серии стандартов качества Международной организации стандартов ISO распространены на все виды бизнеса. Это послужило основанием сопоставить состояние стандартизации обеспечения  качества и надежности в сфере  высоко интегрированных технических устройств и сфере банковских услуг.

Международная организация стандартов ISO предусматривает стандартизацию «ориентируемых на клиента процессов производства». Задача состоит в том, чтобы достигнуть непрерывного усовершенствования системы управления качеством и надежностью продуктов (товаров и услуг), которые удовлетворяют запросы клиента. Существует регистрация качественных систем управления Международной Организацией по Стандартизации 9000, она определяющая порядок, когда третье лицо от имени покупателей продуктов и услуг оценивает и сертифицирует эффективность системы стандартов управления компанией. Необходимо подчеркнуть, что в настоящем времени идеология ISO распространяется на любые виды бизнеса, и центр внимания сместился от стандартизации качества к стандартизации управления качеством. Поэтому Системы стандартов управления качеством на предприятии приобретают актуальность, применительно к любой деятельности в соответствии с общими принципами ISO.

Словарь терминов, используемых в Японском промышленном стандарте (Japanese Industrial Standard Z8115), определяет Надежность как «характеристики обеспечивающие возможность изделия выполнять функции при заданных условиях в заданный временной период». Это определение соответствует западным представления о надежности как высокой вероятности безотказной работы, достигаемой благодаря Системе стандартов на предприятии, которые обеспечивают высокое качество управления на всех стадиях жизненного цикла (ЖЦ). Надежность и качество обеспечиваются отсутствием дефектов изделия и нахождением релевантных характеристик в определенных пределах.

На примере, фирмы SANYO Electric Co., Ltd, выпускающей полупроводники, рассматриваются принципы построения Системы управления качеством и надежностью. Выделены шесть последовательных стадий: перспективное проектирование, проект, опытное производство, массовое производство, отгрузка, и маркетинг. Для удовлетворения высоких рыночных требований процесс управления качеством и надежностью подразделяют на три стадии: разработка, пилотное (опытное) производство и массовое производство. Рассматриваются два внутренних Стандарта: Надежности изделия и Надежности процесса, – управления качеством и надежностью на каждой стадии. Каждый стандарт устанавливает оценку и меру апробации надежности. В частности, на стадии разработки надежность рассматривается как важнейшая составляющая. Из-за высокой интеграции и маленьких размеров отдельных элементов (от полу-микрона до четверти микрона и меньше), причины и механизмы дефектов и отказов становятся более разнообразными и сложными. В конечном инновационном изделии, очень сложно идентифицировать отказ и выяснить его механизм. Это делает целесообразными увеличенные затраты времени на разработку устройства и процесса управления качеством, для конструирования надежности на основе исследования возможных причин отказа или сбоя в работе. В системе обеспечения качества и надежности предусматривают мониторинг: 1. Стандартов и системы Управления, 2. Программного обеспечения, 3. Оборудования и Измерительных приборов, 4. Рассматриваются меры по Усовершенствованию Побуждений Служащего. Приводятся основные термины, используемые в системе обеспечения надежности согласно стандарту JIS Z 8115-1981.

В производстве технических изделий в России применяются методы контроля стабильности технологических процессов на основе контрольных карт количественных и альтернативных характеристик изделия, сырья и параметров технологического процесса для случаев непрерывных и дискретных случайных величин, а также для системы коррелированных величин (карта Хоттелинга). Автоматизация процессов производства при встроенной системе измерения параметров технологического процесса позволяет автоматизировать контроль стабильности параметров технологического процесса. При наличии моделей прогнозирования характеристик изделия по данным о параметрах технологического процесса возможно применение просеивания, целенаправленный отбор для контроля характеристик изделий.

В отличие от сферы производства технических устройств, где принципы стандартизации и методы обеспечения качества и надежности уже приобрели четкие контуры, развитие стандартизации происходит эволюционным путем, предваряющим этап комплексной систематизации. Поиск решений актуальных вопросов реализуется в рамках деятельности Ассоциации российских банков (АРБ), значительного количества российских и международных конференций, конгрессов и выездных заседаний, а также частных исследований, рейтингов и обзоров.  

К актуальным вопросам следует отнести проблемы оценки активов, ликвидности и стратегического управления, поиск критериев оптимальности банковской системы, развитие экономически эффективных современных технологий, оптимальное соотношение кредитно-депозитной политики, оптимизацию требований к качеству капитала и управления рисками, открытие информации, методы противодействия отмыванию доходов, и другие. Специфика количественных характеристик продуктов (и качества управления) состоит в том, что в большинстве своем они оцениваются для целей учета (в том числе, залога) в денежном (или процентном) выражении при большом разнообразии активов и услуг. Основными группами активов являются: коммерческая или жилая недвижимость, незастроенные земельные участки, производственное оборудование, автотранспорт и спецтехника (самолеты, суда, ж\д состав). При этом наиболее распространенной целью оценки является оценка для обеспечения ссудной задолженности (92%). Поэтому унификация принципов оценки активов – сложная и важная задача.

Под стандартом качества банковской деятельности понимаются установленные и принятые в качестве типовых взаимосвязанные характеристики качества кредитной организации, требования к процессам управления и требования к качеству банковских продуктов. Аналогично сфере технических изделий, стандарты в банковской сфере подразделяются на два типа: стандарты процесса и стандарты продукта. В системе мониторинга предусмотрены уровни: 1. Продуктовый,  2. Технологический,  3. Организационный, 4. Управленческий, 5. Информационный, 6. Программно-технический, 7. Кадровый, 8. Имущественный, и 9. Клиентский. Вопросы стандартизации банковской терминологии, судя по источникам, пока еще не привлекли достаточного внимания.

Разработку и добровольное внедрение стандартов в организациях банковской сферы предполагается осуществить в три этапа (планы 2007 года).

На I этапе (2005–2010 гг.) – планируется разработка стандартов качества банковской деятельности по основным банковским процессам с использованием: международных стандартов банковской деятельности. Релевантными источниками для ориентира являются: стандарты ISO серии 9000, ITIL, МСФО; рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, ФАТФ; Вольсбергские принципы, а также национальные стандарты (ГОСТы) и рекомендации Банка России по совершенствованию отдельных направлений банковской деятельности и банковских процессов.   Планируется опытное внедрение стандартов в ряде банков с привлечением заинтересованных аудиторских, консалтинговых компаний. Во взаимодействии с аудиторскими компаниями планируется создание системы сертификации качества кредитных организаций в соответствии с принятыми стандартами;

На II этапе (2011–2015 гг.) – предполагается массовое внедрение стандартов качества банковской деятельности в кредитных организациях на добровольной основе, и разработка системи сертификации банков. Также предполагается применение Банком России методик оценки качества управления кредитными организациями на основе стандартов качества банковской деятельности. 

На III этапе (2016–2020 гг.) – предстоит выверять конкурентное соотношение системы стандартов качества банковской деятельности мировой  практике,  определять  резервы выхода российских  кредитных организаций на наиболее высокие уровни качества.

 

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 8, 2010 г.