"", 6, 2008 .

               
Принципы разработки электронных учебников
Мовчан А.В., Ратова И.В.,
("Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России" - ВИПК МВД России)

Вхождение России в мировое сообщество, процессы интеграции в различных сфе­рах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение людей, носителей языка, поднимают проблему общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным языковым культурам. Естественно все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам, не может не ста­вить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.
Максимальное развитие коммуникативных способностей — вот основная, пер­спективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями иностран­ных языков. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компе­тенций, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться.
Электронный учебник является ключевым моментом такого нового понятия, как электронное обучение (E-Learning) обучения. Несмотря на то, что термины: Электронный учебник (ЭУ), Электронное учебное пособие (ЭУП,)  Электронный компьютерный учеб­ник (ЭКУ), приобретают все большее распространение, разные авторы вкладывают в них существенно различный смысл. Единое общепринятое определение отсут­ствует, однако ясно, что его нельзя сводить только к одному из многочисленных видов обучающих программ. Довольно распространенным является взгляд на Электронный учебник (ЭУ), как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свой­ства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Он не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения.
Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера.
ЭУ должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.
Для прочного усвоения изучаемого материала электронного учебника  должно предусматри­ваться активное использование (закрепление) полученной информации путём вы­полнения учебных заданий (принцип мыслительной активности). Та информация, которую учащийся получает в процессе обучения и не применяет её при выполне­нии учебных заданий, является непрочной и скоро забывается. При этом малозна­чащая информация должна быть исключена, а наиболее важная - выделена, чтобы учащийся не затруднялся в поисках главного, а сосредотачивал усилия на работе непосредственно с материалом.
Некоторые принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронных учебников и обучающих программ.
Принцип Модульности: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию. Для больших по объёму ЭУ может использоваться блочно-модульный принцип, где блок является минимальной учебной информационной единицей.
Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты
теоретическое ядро,
контрольные вопросы по теории,
примеры,
задачи и упражнения для самостоятельного решения,
контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
контрольная работа,
контекстная справка (Help),
Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. 
Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
Учебный материал должен излагаться чётко и доходчиво, именно таким образом электронный учебник должен стимулировать интерес к познанию и способствовать выработке у учащегося уме­ния применять приобретённые знания при решении практических и учебных за­дач. При однообразной работе над учебником учащийся утомляется, его интерес к обучению снижается. Поэтому надо применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы, которые побуждают учащегося к мыслительной деятельности
Из психологии известно, что результат собственного труда вызывает определенные положи­тельные эмоции,  порождающие дополнительную мотивацию учения.  Известно также, что для лучшего усвоения материала каждый человек вырабатывает индивидуальные приемы работы и запоминания. Современные электронные учебники дают возможность реализовать на порядок больше таких приемов, чем традиционный учебник и лист бумаги.
Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способст­вующие восприятию й вид работы.
Пользовательский интерфейс электронного учебника должен быть предельно прост, чтобы работа с ЭВМ не заслоняла от учащегося изучаемого материала. Шрифт текстового материала должен быть достаточно крупным и легко читае­мым.
Перечислим общие признаки удобного интерфейса:
использование пиктограмм для организации управляющего диалога;
меню-ориентированность;
контекстно-зависимая справочная система (Help);
возможность использования для ввода как мыши, так и клавиатуры с использова­нием "горячих клавиш", стрелок, клавиш табуляции и т.п.;
единые правила работы со всеми меню;
запрос подтверждения в опасных ситуациях (выход из программы, потеря инфор­мации и т.п.);
одинаковый или сходный доступный выход из любого режима;
информация о происходящем без участия пользователя (например, длительный счет, обмен с внешними устройствами и т.п.);
возможность прерывания длительных процессов;
корректная обработка аварийных ситуаций внешних устройств (например, него­товность принтера);
обработка некорректных действий пользователя;
Программа не должна содержать отвлекающих элементов, всё внимание учащегося должно быть сосредоточено только на изучаемом материале.
Возможности компьютерных телекоммуникаций, информационных технологий поистине огромны и позволяют решать множество весьма прогрессивных педа­гогических задач. Но это не должно создавать впечатления полной универсально­сти данных технологий.
Большая ложка дёгтя по поводу ЭУ для ин. яз.
Заучивание слов
Программ для заучивания слов существует великое множество, но все они очень похожи в главном: это попытки механизировать карточную модель заучивания слов. Карточки полезны тому, кто их сам делает, в данном случае: составляет сло­варь соответствий. При использовании готовых словарей вы запоминаете слово пассивно, то есть при виде оригинала и нескольких вариантов перевода можете выбрать правильную пару.
Пассивное знание может помочь при письменном переводе. Говорить и понимать сказанное по карточкам не научишься. Пассивное знание полезно только как про­межуточный этап к активному освоению.
Почти у каждой программы есть свои изюминки, но недостатки карточного под­хода ограничивают полезность программ этапом первоначального механического заучивания служебных слов.
Для серьёзного наращивания словарного запаса такие программы можно исполь­зовать лишь для немногочисленных однозначных слов и терминов. Иначе простые соответствия могут оказать медвежью услугу:
spring = пружина, весна, родник…
take on / take off / take back
Вообще, на сегодняшний день видимо  нет ни одного электронного комплексного метода изучения языка, вклю­чающего в себя чтение, перевод, грамматику, говорение, аудирование (слушание), письмо. Курсы, которые можно найти в Интернет и на CD, больше похожи на справочный материал, который интересно посмотреть, но изучая который Вы никогда не  вы­учите иностранный язык.
Можно с уверенностью сказать, что выучить иностранный язык с помощью таких электронных учебников - нельзя. В лучшем случае Вы увеличите свой словарный запас.
Кому и зачем нужны электронные учебники и обучающие программы?
Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся при очном и, особенно, дистанционном обучении потому, что он
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок/
Электронный учебник удобен для преподавателя потому, что он
позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
освобождает от утомительной проверки домашних заданий и контрольных работ, передоверяя эту работу компьютеру;
позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
позволяет индивидуализировать работу с учащимися, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
И  в заключении далеко не полный перечень электронных учебных курсов и дру­гих учебных материалов для изучения только английского языка (см. Приложение 1). Объём списка свидетельствует о том, что электронные учебники заняли свое дос­тойное место в преподавании иностранного языка.
Приложение 1

Онлайн курсы английского языка
TOEFL Tutoring with Live Teachers by Webcam
www.iwanttospeakenglish.com
Beginning September, 2005, English conversation will become part of the TOEFL test. Study for the test with an American professional at home in your own country live via webcam. Individual tutoring gives optimum opportunity for improving conversation skills.
FREE-English.com
http://www.free-english.com
На сайте вы найдете множество увлекательных игр, книг и другой полезной информации
ComTutor
http://www.comtutor.ru
Курс дистанционного обучения ComTutor/Distance от Language Link. Курс подготовлен специально для русскоязычных учеников
PrivaTeacher
http://www.lessons.ru/languages/aspera/about.html
Учебные программы виртуальной школы английского языка «PrivaTeacher» рассчитаны на тех, кто уже имеет базовые представления об английском языке
English To Go
http://www.lessons.ru/languages/etg/etg.html
Шестимесячная подписка в виртуальную «библиотеку» уроков стоит всего 20 долларов. Более того, если даже $20 для вас дорого, вы можете пользоваться ежедневными бесплатными уроками
A+ English OnLine
http://www.englishconnection.com
Онлайн курсы английского языка
Bell English Online
http://www.bellenglish.com
Сайт английской школы. Интерактивно предлагает сотни упражнений и игр. Требуется shockwave
Direct English
http://www.directenglish.com/direct_concept/index.html
Онлайн курсы английского языка
Ed USA
http://www.edusaonline.com
Интернет курсы английского языка с преподавателями - носителями языка. Курсы начинаются в первый день каждого месяца
EF LanguageLive
http://www.eflanguage.com
Сайт одний из крупнейших в мире языковых школ. Есть вариант сайта на русском языке. Много различных программ изучения английского
english @ home
http://www.english-at-home.com
Лексика, грамматика, материалы для чтения, игры
English Page
http://www.englishpage.com
Бесплатные интерактивные уроки и обучающие программы
English Through the Internet
http://web.macam98.ac.il/~elaine/eti
Интерактивный курс по изучению internet. В то же время вы станете лучше читать и писать
englishcam.com
http://www.conversa1.com/englishcam.htm
Видео уроки английского. Можно посмотреть видео с 9 утра до 2.30 дня. Подобно нахождению в реальном английском классе
ENGLISHonline.net
http://www.englishonline.net
Интерактивные аудио уроки английского. Каждый день новый урок
EnglishSpace
http://www.englishspace.ort.org/
Игры, головоломки, чат, домашние странички ESL/EFL студентов
EnglishStudent.com The Internet English School
http://www.englishstudent.com
Обыкновенные курсы английского языка
Englishtown
http://www.englishtown.com
Крупнейшая в мире интернет школа английского языка.Уроки, тесты, голосовой чат, игры и т.д.
ESL Online Distance Learning Course
http://www.compuhigh.com/info
Эта программа предлагает студентам возможность изучить английский язык в их собственном темпе. Реальные живые преподаватели, звуковые уроки грамматики, упражнения, форумы и чат
eViews
http://www.eviews.net
Разговорный английский
Executive English: Online Business English Training
http://www.executiveenglish.com
Платный курс делового английского. Интерактивные уроки, обратная связь
FreeEnglish
http://www.freeenglish.com/english/index.asp
Этот сайт обеспечивает изучение английского через интерактивную программу. Так же он предлагает игры, головоломки, чат, форум и т.д.
Knowledge 3000
http://englishtutor.telecampus.com
Интерактивный учебник для тех, кто готовится к TOEFL
Learn2.com - The Ability Utility
http://www.learn2.com/index.asp
Обучающие программы
NetLearn Languages
http://www.nll.co.uk
Классы с опытными квалифицированными преподавателями. Много направлений, включая деловой английский, подготовка к TOEFL
Online English
http://www.geocities.com/Athens/Olympus/9260/online.html
Интерактивный курс Paolo Rossetti
Peak English: The Online Interactive English School
http://www.peakenglish.com
Интерактивная школа английского языка. Можно узнать информацию об учителях и других студентах
Q Group Plc
http://www.qgroupplc.com
Программы, обучающие английскому. Много различных направлений
The GlobalEnglish Service
http://www.globalenglish.com
Разговорная практика, слуховое восприятие, чтение, грамматика, словарь и многое другое
Virtual University Site
http://www.vu.org
Курс английского языка от Virtual University
Virtual Languages
http://www.virtual-languages.com
Обучающие программы. Деловой и авиационный английский. Уникальное, интерактивное программное обеспечение автоматизированного обучения улучшит ваше чтение и словарный запас

Литература.

    "", 6, 2008 .