Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАНЯТИЯ СИСТЕМЫ TRANSFORM-LEARN-SIMULATION

 

Внуков Ал.А., Внуков Ан.А.

(Московский государственный институт электроники и математики)

 

Программное обеспечение системы Transform-Learn-Simulation (первоначальное название сетевой компьютерной деловой игры „Трансформация“) состоит из модуля Руководителя и модуля Участника. Одновременно к общим данным системы могут быть подключенными программный модуль Руководителя и несколько программных модулей Участников. Общие данные по-разному используются программными модулями системы, имеющими к ним различный доступ. Принципиально следующее - модуль Руководителя имеет широкий доступ к общим данным системы, в том числе к данным всех участников, а модуль Участника – достаточно узкий, в основном к данным конкретного участника.

Внутренний интерфейс модуля Руководителя системы Transform-Learn-Simulation – это установленные системные файлы и данные с общей информацией о системе и создаваемые рабочие файлы и данные с информацией о новых и сохраняемых занятиях (играх). Системные файлы и данные создаются разработчиком системы, они не должны изменяться пользователем и предназначены для использования только для чтения модулем Руководителя и модулем Участника. Рабочие файлы и данные создаются пользователем из модуля Руководителя. Рабочие файлы и данные изменяются пользователем программного обеспечения и предназначены для использования модулем Руководителя и модулем Участника. Со стороны модуля Руководителя к ним имеется полный доступ для чтения и записи. Со стороны модуля Участника в разные моменты времени проведения занятия к разным рабочим файлам и данным имеется разный доступ для чтения и записи. Модуль Участника получает полный доступ только к своим данным текущего года и ограниченный доступ – только для чтения к данным за предыдущие годы. Из модуля Руководителя можно открыть конкретному модулю Участника полный доступ к этим данным.

Внутренний интерфейс модуля Руководителя составляют файлы с данными модуля Руководителя, содержащиеся в каталогах инсталляции и занятия, показанные соответственно на рисунках  1 и 2. Рассмотрим, как создается внутренний интерфейс модуля Руководителя, т.е. создание и содержание этих каталогов.

Рассмотрим создание, содержание и использование каталога инсталляции.

Каталог инсталляции может иметь путь c:\…\Transform_w\ и содержит файлы с общесистемными данными, показанными на рисунке 1. Название каталога инсталляции в соответствии с 1 и 2 концепциями построения и реализации системы Transform-Learn-Simulation задается пользователем, может быть произвольным, составленным из допустимых символов операционной системы Windows для использования в названиях каталогов. Пользователю необходимо вручную создать каталог инсталляции на жестком диске, скопировать с установочной дискеты или из папки на диске в него приложения, компоненты приложений, файл настройки, файл справки и другие файлы. Модуль Установки концепции 3, дополняющий 1 и 2 концепции, придающий им завершенный вид, имеет предопределенное название инсталляционного каталога Transform_w в проекте программного обеспечения, название TransSim и другие - в его версиях. Модуль Установки автоматически установит необходимые файлы в выбранный каталог инсталляции на жестком диске. В каждом конкретном случае пользователь решает сам, куда поместить инсталляционный каталог - в корневой каталог диска или в ранее созданный каталог (папку) на диске.

 

Файл.exe

Файл.txt

Файл.txt

Файл.txt

Файл.txt

Файлы.ctr

Модуль Руководителя

ИНФО-ТЕКСТ

О программе

ИНФО-ТЕКСТ

о переменных - параметрах - константах

ИНФО-ТЕКСТ

с описанием уравнений

ИНФО-ТЕКСТ

о влиянии инструментов на цели

Сведения о странах

 

Рис.1. Инсталляционный каталог системы Transform-Learn-Simulation

 

 В каталоге инсталляции кроме приложения программного модуля Руководителя находятся приложение модуля Участника и другие приложения, выполняющие служебные действия, например по деинсталляции системы. Можно создать два каталога инсталляции отдельно для модуля Руководителя (рисунок 1) и отдельно для модуля Участника, чтобы руководитель и участники занятия могли пользоваться каждый только своим модулем. При этом в каталогах инсталляции модуля Участника и модуля Руководителя дублируется часть файлов. Во время занятия преподавателю на своем персональном компьютере по ряду причин лучше иметь оба модуля Руководителя и Участника. К числу этих причин относятся независимость от персонального компьютера при подготовке и проведении занятия, организационные, методические, демонстрационные и другие. Для участника, принимающего участие в занятии, достаточно только своего модуля. Продвинутому участнику при подготовке к занятию может потребоваться и модуль Руководителя. Поэтому часто оба модуля устанавливаются в локальной сети сразу на каждый персональный компьютер.

В каталоге инсталляции помимо приложений, компонентов приложений находятся файлы настройки, справки и другие. Справочные файлы на рисунке 1 содержат информационные тексты о системе Transform-Learn-Simulation. Просмотр информационных текстов из модулей Руководителя и Участника возможен через подфункции функции программа. Файлы Сведения о странах (файл.ctr) содержат данные с базовыми начальными условиями для проведения занятий. Эти файлы создаются и записываются руководителями занятий после установки системы Transform-Learn-Simulation в каталог инсталляции или в его подкаталог. Затем они используются в качестве равных начальных данных за год 0 для всех групп участников занятия. Для этого один из этих файлов при создании занятия выбирается преподавателем из модуля Руководителя, который скопирует его в рабочий каталог занятия и создаст в нем файлы Всех значений. Используя в функции сервис подфункцию сведения о странах, из модуля Руководителя можно загрузить, просмотреть, изменить, переименовать, сохранить файлы начальных условий занятий Сведения о странах. Каталог инсталляции можно периодически защищать от постороннего вмешательства.

Для модулей Руководителя и Участника к информационным текстам в инсталляционном каталоге открыт доступ для чтения через подфункции функции программа. Модуль Руководителя имеет полный доступ к файлам Сведения о странах (подкаталога) инсталляционного каталога через подфункцию сведения о странах функции сервис и только для чтения - через подфункцию новое функции занятие.

Рассмотрим создание, содержание и использование каталога занятия.

Модуль Руководителя после запуска может находиться в одном их двух активных состояний: в состоянии создания нового или открытия сохраненного занятия и в состоянии проведения занятия. Рабочий подкаталог занятия создается преподавателем из модуля Руководителя, находящегося в состоянии создания нового или открытия сохраненного занятия. Рабочий подкаталог занятия используется модулями Руководителя и Участника, находящимися в состоянии проведения занятия.

Рассмотрим выбор и создание из модуля Руководителя рабочего каталога занятия.

Рабочий подкаталог занятия может иметь путь c:\…\Transform_w\Transform_001\ и содержит рабочие файлы, показанные на рисунке 2, с данными одного конкретного занятия. Модуль Руководителя, находясь в состоянии создания нового или открытия сохраненного занятия, предлагает выбрать в инсталляционном каталоге Transform_w стандартное название подкаталога занятия Transform_001 и т.д. Пользователь может ввести произвольное название подкаталога занятия (игры) с использованием разрешенных символов операционной системы Windows в названиях каталогов. Вообще, пользователь может произвольным образом выбрать место на диске для размещения подкаталога занятия, например в корневой каталог диска, или в уже существующий каталог.

 

Файл

Файл

Файлы

Файл

Файл

Файл

Сведения о занятии

Сведения о регистрации участников

Всех значений/ Сведения о стране

Сведения о периодах планирования целей

Сведения о периодах ревизии целей

Сведения о событиях

 

Рис.2. Рабочий каталог занятия системы Transform-Learn-Simulation

 

Содержание каталога занятия составляют файлы рисунка 2. В файле сведения о занятии находится информация, которую преподаватель хочет сам зафиксировать о занятии и о группах участников занятия. Информация о занятии содержит название, место, дата начала проведения занятия, фамилия, имя, отчество, пароль руководителя,  а также страна, период развития страны. Информация о группах участников занятия - количество групп, количество участников в группе. В файле сведения о регистрации участников находится информация, которую преподавателю предоставляют участники занятия о своих группах - названия, пароли, списки участников групп. В файлах всех значений должны содержаться целевые, инструментальные, промежуточные переменные, параметры, константы математической модели всех N групп. Данные для этих файлов представляют достаточно значительный объем – порядка 250 переменных, параметров и констант для каждой группы, помноженные на число групп и на период лет развития страны. Эти N файлов создается  путем копирования из каталога инсталляции в рабочий каталог занятия одного и того же файла сведения о странах N+1 раз, в котором хранятся данные о  начальном состоянии развития страны для 0-го года. В файлы сведения о периодах планирования целей и сведения о периодах ревизии целей преподавателем до занятия и во время него вводится информация о возможности перспективного планирования на несколько лет вперед и исправления принятых решений за несколько лет назад. Данные файла сведения о событиях позволяют изменять внешние экономические условия для групп, участвующих в занятии.

Рассмотрим создание из модуля Руководителя файлов и данных каталога занятия.

После выбора названия рабочего каталога занятия в окне 2 Новое занятие внешнего интерфейса создания и открытия занятия в главном окне модуля Руководителя начинается формирование данных для файлов рабочего каталога занятия в окнах внешнего интерфейса. Создание нового занятия – это создание рабочего каталога занятия, файлов в нем и данных для этих файлов. Для создания рабочего каталога занятия, файлов рабочего каталога нового занятия и данных для них используется подфункция новое функции занятие в главном окне модуля Руководителя. Эта подфункция открывает в главном окне модуля Руководителя последовательность окон внешнего интерфейса модуля Руководителя. Переходы между окнами внешнего интерфейса модуля Руководителя при создании нового занятия осуществляются средствами кнопок интерфейса окон, которые дают возможность для принятия и отмены ввода новых данных, перехода из окна в окно, выхода и старта занятия (игры). При закрытии окна внешнего интерфейса модуля Руководителя до применения кнопки старт не создаются ни рабочий каталог занятия, ни его файлы. При этом главное окно модуля Руководителя остается в прежнем состоянии.

Данные нового занятия формируются в 2 этапа в главном окне модуля Руководителя в состоянии создания нового или открытия сохраненного занятия. Сначала название рабочего каталога и данные для файлов создаются в памяти, к ним можно многократно возвращаться, переходя из окна в окно средствами кнопок интерфейса окон, и исправлять их.  Затем после проверки созданных данных при использовании кнопки старт осуществляется формирование каталога и файлов с данными на жестком диске, старт занятия, и главное окно модуля Руководителя переходит в состояние проведения занятия.

Данные созданного занятия могут быть изменены из модуля Руководителя, находящегося в состоянии проведения занятия, для чего используются окна внешнего интерфейса модуля Руководителя, соответствующие состоянию проведения занятия. В них формируются данные для файлов рабочего каталога занятия на диске.

Формирование данных для файлов внутреннего интерфейса модуля Руководителя в памяти и на жестком диске в окнах внешнего интерфейса модуля Руководителя для двух его состояний главного окна сведено в таблицу.

 

Таблица 1.

 

Состояния главного окна модуля Руководителя

 

Создание нового или открытие сохраненного занятия

Проведение занятия

Файлы

(названия)

Формирование данных для файлов в памяти

Формирование файлов на диске

Формирование данных для файлов на диске

Каталог

Сведения о занятии

окно 2, окно 5

окно 10

окно 24, окно 20''

рабочий

Сведения о регистрации участников

окно 3-4

окно 10

окно 15

рабочий

Всех значений

окно 5

окно 10

окна 16, 16', 16-16'

рабочий

Сведения о периодах планирования целей

окно 7º

окно 10

окно 20

рабочий

Сведения о периодах ревизии целей

окно 7

окно 10

окно 20'

рабочий

Сведения о событиях

окно 7', окно 7''

окно 10

окно 21, окно 21'

рабочий

Сведения о странах

окно 5

окно 5

окно 26

инсталляционный

 

Из 20 окон внешнего интерфейса создания и открытия занятия в модуле Руководителя для формирования данных для файлов в памяти используется 7 окон, для формирования файлов на жестком диске - 2 окна.

Данные для файла Сведения о занятии формируются в окнах 2 и 5 соответственно Новое занятие и Выбор страны, начальных значений и периода моделирования.

Данные для файла Сведения о регистрации участников формируются в окне 3-4 Регистрация участников.

Данные для файла Всех значений формируются в окне 5 Выбор страны, начальных значений и периода моделирования.

Данные для файла Сведения о периодах планирования целей формируются в окне 7º Период планирования целей.

Данные для файла Сведения о периодах ревизии целей формируются в окне 7 Период ревизии целей.

Данные для файла Сведения о событиях формируются в окнах 7' и  7'' соответственно События/одинаковые/индивидуальные/ и События/одинаковые/индивидуальные/.

Данные для файла Сведения о странах формируются в окне 5 Выбор страны, начальных значений и периода моделирования.

Данные, сформированные в перечисленных окнах внешнего интерфейса создания и открытия занятия, из памяти записываются в создаваемые файлы внутреннего интерфейса модуля Руководителя в окнах 10 и 5 соответственно Сведения о занятии и Выбор страны, начальных значений и периода моделирования.

Из 28 окон внешнего интерфейса проведения занятия в модуле Руководителя для формирования данных и записи их в файлы на жестком диске используется 10 окон.

Данные для файла Сведения о занятии формируются в окнах 24 и 20'' соответственно Сведения о занятии и Период развития страны.

Данные для файла Сведения о регистрации участников формируются в окне 15 Регистрация участников.

Данные для файла Всех значений формируются в окнах 16, 16' и 16-16' соответственно Планирования целей, Ревизия целей и Планирования целей - Ревизия целей.

Данные для файла Сведения о периодах планирования целей формируются в окне 20 Период планирования целей.

Данные для файла Сведения о периодах ревизии целей формируются в окне 20' Период ревизии целей.

Данные для файла Сведения о событиях формируются в окнах 21 и 21' соответственно События/одинаковые/индивидуальные/ и События/одинаковые/индивидуальные/.

 

 

Рис.3. Локальная сеть пользователей компьютерной деловой игры

 

Данные для файла Сведения о странах формируются в окне 26 Сведения о странах. Данные и файл Сведения о странах можно создавать и в процессе проведения занятия.

Рассмотрим на рис. 3 взаимодействие пользователей компьютерной деловой игры с внутренним интерфейсом модуля Руководителя в состоянии проведения занятия в локальной сети.

На рисунке 3 изображен фрагмент локальной сети пользователей компьютерной деловой игры, состоящий из 3 ПЭВМ. На них в занятии могут участвовать преподаватель и 3 группы участников. Вместе с другими участниками занятия они имеют возможности для корректной работы с данными рабочего каталога занятия на сетевом диске. В распоряжении пользователей имеются возможности по использованию на клавиатуре клавиши Enter, кнопок оконного интерфейса Закрыть, Принять, Сделать ход, Ревизия, Повторить окон внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя и Участника для работы с внутренним интерфейсом модуля Руководителя в состоянии проведения занятия.

Рассмотрим возможности использования этих средств из модулей Руководителя и Участника при работе с файлами рабочего каталога модуля Руководителя во время проведения занятия.

Нажатие на клавиатуре клавиши Enter приводит к вводу данных, расчету результатов, сохранению их в буфере памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия модуля Руководителя. Это используется для многократного моделирования политико-экономических решений на ПЭВМ руководителя и участника, при котором сначала вводятся инструментальные переменные, а затем рассчитываются целевые переменные. При этом к этим данным имеется полный локальный доступ только со стороны модуля, на котором они моделируются. Локальная сеть ПЭВМ не будет испытывать перегрузок от частого обновления данных в файлах рабочего каталога модуля Руководителя. Для модуля Руководителя с рабочим каталогом на той же ПЭВМ нажатие на клавиатуре клавиши Enter может иметь такое же действие, как и нажатие кнопки оконного интерфейса Принять.

Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть может приводить в модулях к выходу из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя или Участника без сохранения, с безусловным сохранением, с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия. Закрытие главного окна модуля Руководителя сохраняет файлы всех значений групп каталога занятия с системной датой выхода, не ограничивая модули Участника в автономной дальнейшей работе со своими файлами всех значений каталога занятия. Закрытие главного окна модуля Участника приводит к выходу без сохранения.

Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход сохраняет данные на сетевом диске в рабочем каталоге занятия. В модуле Руководителя сделать ход можно как на один год вперед, так и на один год назад, а в модуле Участника – на один год вперед. При ходе вперед сохраненные данные доступны для чтения из модуля Руководителя, а из модуля Участника - после ввода пароля группы. При ходе назад данные текущего года теряются, а предыдущего года становятся доступными для чтения и перезаписи. Ход назад, ход вперед повторно загружает начальные данные периода планирования модуля Руководителя.

Нажатие кнопки оконного интерфейса Принять сохраняет локальные данные текущего года на сетевом диске в рабочем каталоге занятия. Данные доступны для чтения и перезаписи из модуля Руководителя, из модуля Участника - после ввода пароля группы.

Нажатие кнопки оконного интерфейса Ревизия в модуле Руководителя приводит к полному открытию данных предыдущих лет для доступа в обоих модулях для всех групп одинаково, либо индивидуально.

Нажатие кнопки оконного интерфейса Повторить в модуле Участника приведет в повторной загрузке начальных данных периода планирования (текущего года).

Рассмотрим варианты комбинированного использования части этих средств (клавиши клавиатуры Enter, кнопок оконного интерфейса Закрыть, Принять, Сделать ход) из модулей Руководителя и Участника при работе с файлами рабочего каталога модуля Руководителя во время проведения занятия.

Вариант 1.

Модуль Участника.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет в памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Участника без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет с сохранением на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Участника позволяет игровой группе локально многократного моделировать решения, однократно зарегистрировать принятое решение на сетевом диске в рабочем каталоге занятия, повторить этот цикл и выйти из модуля.

Модуль Руководителя позволяет преподавателю многократного моделировать решения с регистрацией на сетевом диске в рабочем каталоге занятия и выйти из модуля. Модуль отображает данные групп после каждого перевода хода модуля Участника.

Вариант 2.

Модуль Участника.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет в памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Участника с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет с сохранением на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Участника позволяет игровой группе локально многократного моделировать решения, многократного зарегистрировать принятое решение на сетевом диске в рабочем каталоге занятия, выйти из модуля без перевода хода с сохранением промежуточного (неокончательного) решения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя позволяет преподавателю многократного моделировать решения с регистрацией на сетевом диске в рабочем каталоге занятия и выйти из модуля. Модуль отображает изменение данных групп после каждого перевода хода в модуле Участника и выхода из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля.

Вариант 3.

Модуль Участника.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет в памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Участника с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет в памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Участника позволяет игровой группе локально многократного моделировать решения, многократного зарегистрировать принятое решение на сетевом диске в рабочем каталоге занятия, выйти из модуля без перевода хода с сохранением промежуточного (неокончательного) решения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя позволяет преподавателю многократного моделировать решения, многократного зарегистрировать принятое решение на сетевом диске в рабочем каталоге занятия, выйти из модуля без перевода хода с сохранением промежуточного (неокончательного) решения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия. Модуль отображает изменение данных групп после каждого перевода хода в модуле Участника и выхода из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля.

Вариант 4.

Модуль Участника.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет в памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Принять – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Участника с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

4). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя.

1). Нажатие на клавиатуре клавиши Enter – ввод и  расчет в памяти без сохранения на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

2). Нажатие кнопки оконного интерфейса Принять – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

3). Нажатие кнопки оконного интерфейса Закрыть – выход из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

4). Нажатие кнопки оконного интерфейса Сделать ход – сохранение данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Участника позволяет игровой группе локально многократного моделировать решения, многократно сохранять принятое решение на сетевом диске в рабочем каталоге занятия, выйти из модуля без перевода хода с сохранением решения также на сетевом диске в рабочем каталоге занятия.

Модуль Руководителя позволяет преподавателю многократного моделировать решения, многократно сохранять принятое решение на сетевом диске в рабочем каталоге занятия, выйти из модуля без перевода хода с сохранением решения также на сетевом диске в рабочем каталоге занятия. Он отображает изменение данных групп после каждого перевода хода, принятия данных и выхода из модуля Участника.

Варианты 1 и 2 различаются условиями сохранения данных при выходе из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Участника - без сохранения и с подтверждением запроса о сохранении данных на сетевом диске в рабочем каталоге занятия. Варианты 2 и 3 различаются условиями сохранения данных при выходе из окна внешнего интерфейса проведения занятия в главном окне модуля Руководителя - с сохранением и с подтверждением запроса о сохранении данных. Вариант 3 и 4 имеют для модулей Участника и Руководителя одинаковые условия работы с внутренним интерфейсом модуля Руководителя. Вариант 1 не без недостатков. Вариант 4 является наиболее гибким, но избыточным по сравнению с вариантом 3. Вариант 2 является наиболее удовлетворительным.

В программном обеспечении реализован вариант 1 при работе с файлами рабочего каталога модуля Руководителя во время проведения занятия.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.