Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

Электронный Университет: Управление Интернет-проектами

 

Каймин В.А., Туркин А.В.

(WDU / Всемирный Распределенный Университет)

 

Управление Интернет-проектами - это направление Управления Проектами, связанных с использованием Интернет и информационных технологий в организациях, компаниях, бизнесе и государствах во всем мире.

По сложности Интернет-проекты различаются от простейших личных сайтов до крупных корпоративных распределенных информационных систем, построенных на с использованием современных Интернет-технологий.

По типу использования эти проекты различаются на Интернет-проекты, Интранет-проекты и Экстранет-проекты в зависимости от типа сети ЭВМ - локальной, корпоративной или глобальной сети.

По функциональности Интернет-проекты различаются на информационные сайты, интерактивные сайты и информационные системы с использованием баз данных и файловых подсистем.

Мировой опыт информатизации показывает, что уровень использования Интернет и новейших информационных технологий в странах мира самым тесным образом коррелирует с уровнем их экономического развития.

Ключевая особенность Интернет-проектов - использование стандартизованного вычислительного оборудования и специализированного программного обеспечения, реализующего необходимые информационные функции.

Информационная совместимость между многочисленными сайтами и многомиллионной аудиторией пользователей основана на мировых стандартах Интернет-технологий, принятых для глобальной сети и внутри организаций.

Знакомство с мировыми стандартами Интернет-технологий можно получить в библиотеке Элек­тронного Университета http://wdu2.da.ru ,  открытой в сети Интернет Всемирным Распределенным Университетом при МАИ.

Особенностью Интернет-проектов является существенная зависимость успеха и качества их работы от успеха и качеств разработки программного обеспечения в этих проектах.

Для Интернет-проектов оказались неприменимы традиционные каскадные методы планирования из-за недостатков современных методов проектирования и документирования программного обеспечения.

Основной проблемой в как показала мировая практика, является то, что 25% Интернет-проектов закрывается из-за дефектов программного обеспечения, а 50% Интернет-проектов не укладывается в плановые сроки либо превышает бюджет.

Основные фазы Интернет-проектов:  проектирование, реализация, эксплу­атация, модернизация, завершение проекта. Однако опытная эксплуатация может повлечь необходимость в перепроектировании и модернизации проекта.

Компьютерная специфика Интернет-проектов привела к рассмотрению и использованию эволю­ци­он­ных методов разработки, ведущих к увеличению сроков и бюджетов проектов в целях обеспечения надлежащего качества.

Классическим примером эволюционных методов разработки и развития программного обеспечения является подход корпорации Microsoft, выпускающей операционную систему Windows и пакет программ Office.

Устранение ошибок и дефектов - это основная причина новых итераций в разработке программного обеспечения фирмой, которые содержат большое число “отложенных, невоспроизводимых и неисправляемых” ошибок.

Альтернативным походом являются методы проектирования программ­ного обеспечения с использованием спецификации и средств макетирования, требующие специальной подготовки разработчиков и менеджеров проектов.

Лучшим образцом таких методов являются методы проектирования и управления проектами корпорации IBM, использованные авторами в разработках программного обеспечения космического проекта “Буран”.

В основе проектирования программной продукции в корпорации IBM с начала 70-ых была принята HIPO-технология документирования программ с использованием псевдокода.

С середины 70-ых годов в корпорации IBM забыли - что такое рекламации на программное обеспечение, а объем программной продукции IBM превысил объем программной продукции MicroSoft.

Псевдокод - это полуформализованная запись процедур обработки информации, реализуемых модулями программного обеспечения. Главное требование - строгое соблюдение правил структурного программирования.

Достоинство структурного программирования - наличие систематических методов анализа правильности и верификации программ, по отношению к их формализованным спецификациям.

Опыт успешной разработки надежного программного обеспечения с использованием формализованных спецификаций был отработан авторами в 80-90-ых годах в ряде отраслевых проектов.

Наиболее крупным проектом успешной разработки программ с использованием спецификаций был достигнут в разработках бортового программного обеспечения космического проекта “Буран”.

Систематические методы разработки алгоритмов и программ с исполь­зованием спецификаций изложены в учебниках информатики для школ и вузов и стали общеизвестными [1, 2].

Приведем известные определения:

Программа содержит ошибки, если ее выполнение приводит к отказам, сбоям или получению неправильных результатов.

Сбой  –  потеря части данных либо получение непредусмотренных данных

Отказ – ситуация, когда прекращается выполнение программы

Базовые альтернативные определения:

Доказательное программирование - технология составления программ с одновременным доказательством их правильности.

Спецификации  –  точные математически строгие описания.

Спецификации программ  –  описания результатов выполнения программ на ЭВМ.

Опыт разработки надежного программного обеспечения был использован в 80-90-ых годах в разработках программного обеспечения для курса информатики для всего спектра отечественных персональных компьютеров.

Систематические методы проектирования были использованы в разработке “Электронного Университета” при Всемирном Распре­деленном Университете для подготовки разработчиков и менеджеров Интернет-проектов.

Подготовка по всем программам WDU завершается курсовыми и выпускными Интернет-проектами, которые можно увидеть на сайте Всемирного Распределенного Университета  http://wdu.da.ru

В числе Интернет-проектов слушателей и выпускников Университета - электронные магазины, информационные системы, Интернет-каталоги, фирмен­ные и интерактивные сайты и виртуальные университеты.

В библиотеке Электронного Университета размещены электронные учебники и практикумы Интернет-технологий [ 4 ], электронной коммерции [ 5 ] , компью­тер­ного права [ 6 ] и управления Интернет-проектами [ 7 ].

Программа “Интернет-Технологии рассчитана на подготовку в соответ­ствии с мировыми стандартами разработ­чиков и менеджеров электронных магазинов и корпоративных информационных систем.

Программа “Электронной Коммерции” направлена на подготовку менеджеров электронных магазинов и корпоративных систем новейшим технологиям глобального информационного общества.

Программа “Управление Проектами” рассчитана на подготовку в соответствии с мировыми стандартами руководителей и менеджеров Интернет-проектов и Интранет-проектов корпоративных систем.

Отделения Распределенного Университета созданы и работают в Москве, Петербурге, Брюсселе, Софии, Астане и других  городах России, Болгарии, Казахстане, Европы и Северной Америки.

Одним из успешных проектов Электронного Университета в области электронной коммерции является магазин “КРУГ-интернет” [ 4 ] по продаже расходных материалов к компьютерам и оргтехнике.

Как и всякий проект, данный также начинался в 1999 г. с бизнес-плана, который в данном случае был оформлен в виде следующих тезисов:

 

БИЗНЕС-ПЛАН

 

1) перспективное направление в сфере профессиональных интересов - электронная коммерция

2) область деятельности (в сфере профессиональных интересов) - расходные материалы к оргтехнике и сопутствующими услугами

3) доход - разница между дилерской и розничной ценами  - 10-15% от объема реализации плюс услуги

4) прогноз посещаемости ресурса (по аналогии с сайтом  фирмы КРУГ, в создании которого принимал прямое участие) - 20 hits/сутки, через год,

5) реклама - в off-line мероприятиях фирмы КРУГ, специализированные издания, on-line - регистрация в поисковиках и каталогах, E-mail рассылки, баннерный обмен и т.д.

6) Что получает Клиент от использования on-line магазина? Региональный - возможность оперативного и простого заказа требуемого товара. Московский  - экспресс-доставку и, опять же, экономию нервов на телефоне. Ибо Internet есть цифровой канал, где ошибки не накапливаются.

7) миссия предприятия: качественные расходные материалы по Internet - в любую точку России по разумным ценам

8) объем финансовых вложений - разовые 1000-1500$, ежемесячно 80-150$

9) время выхода на самоокупаемость - зависит от  посещаемости ресурса и готовности Посетителей стать Покупателями. Оптимистический вариант по опыту ресурса КРУГа и справочным данным по другим интернет-ресурсам - 3 мес.

Отличие бизнес-процессов в on-line магазине от обычного заключается только в выставлении счетов и обработке заказа:

1.    Клиент через Internet стандартным браузером выписывает счет-заказ на требуемую товар/услугу и сообщает свои координаты (регистрируется)

2.    Менеджер принимает заказ (через интерфейс электронного магазина) и при необходимости уточняет по E-mail или телефону дополнительную информацию

3.    далее заказ выполняется обычным порядком, учитывая форму оплаты, доставки и др.требования Клиента.

Программно-информационное обеспечение состоит из 2-х частей: front-office и back-office. Front-office - это программный модуль на Web-сайте, предоставляющий информацию Пользователю через его браузер в Интернет, а администратору - возможность обработки заказов и информационного наполнения сайта. Арендовался модуль Виртуального торгового представительства фирмы Альтер-Вест. Back-office - складская программа с элементами бухгалтерского учета.

Управление проектом заключалось в обеспечении наилучшего соотношения доходы/расходы и включало в себя:

1.    рекламные мероприятия как -off, так и on-line,

2.    управление дизайном и информационным содержанием сайта.

Безубыточность проекта была достигнута в течении года. Проведенным в середине 2002 г. обследованием [5] показано, что более 70% дохода приносят постоянные покупатели, а доля новых покупателей среди посетителей сайта составляет ~1,6%.

 

Литература и Интернет-источники

 

1.        Каймин В.А. и др. “Основы информатики и вычислительной техники”. Учебник       для средних школ. М., “Просвещение”, 1989-90.

2.        Каймин В.А. “Информатика”. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М, 2003.

3.       Каймин В.А., Гаврилов Н.Н. “Управление Интернет-проектами”. http://wdu.da.ru

  1. Туркин А.В. Электронный магазин “КРУГ-интернет”. http://www.kroog.uw.ru

5.       Туркин А.В. Маркетинг в розничной интернет-торговле: практический опыт. Журнал "Маркетинг успеха" №1, 2003 г.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.