Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАБЫВАЕМОСТИ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТОВ

 

Платонова О.В.

(Московский институт радиотехники, электроники и автоматики
(технический университет))

 

Известно, что прослушивание лекции квалифицированного преподавателя имеет много достоинств  по сравнению с самостоятельной проработкой такого же учебного материала. Так, при записи и прослушивании лекции активно работают моторная и слуховая память. Особую ценность имеет лекционный материал, содержащий последние достижения науки и техники, которые систематизированы лектором, представлены  форме, удобной для изучения, но еще отсутствуют в учебной литературе. Это относится, главным образом и к спецдисциплинам.

Вместе с этим, особенность человеческой памяти, проявляющаяся в постепенной забываемости проработанного материала, может вызвать ситуации, когда при подготовке к контролю знаний – зачетам, экзаменам – лекционный материал не сможет быть полноценным средством формирования знаний по новым направлениям в изучаемой предметной области.

Такие ситуации могут возникать некоторых обстоятельств, таких как внешние и внутренние отвлекающие факторы при слушании лекции, при быстром чтении преподавателем лекции, а также, когда материал лекции сложный и время его осмысления при записи сравнительно большое.

Обычно студент старается записать все, что услышал от лектора и увидел, что он представил на доске или экране. При этом студент записывает много слов сокращенно, как бы «шифруя» их подобно стенографистам. Отвлекаемость на разговоры с соседями или на нерешенные   проблемы (спонтанная отвлекаемость), также не позволяют сделать полноценную запись лекции. В результате будут иметь место смысловые потери в записанной информации. Эти потери могут быть очень существенными для понимания учебного материала, так как видоизмененные слова, фразы, неправильно записанные формулы, рисунки, могут исказить смысл и сделать непонятным учебный материал.

На кафедре ИТС МИРЭА было проведено исследование качества лекционного материала, записанного студентами на лекции по дисциплине «Теория информационных процессов» в начале учебного семестра. Спустя месяц после записи студентами лекций, преподаватель попросил студентов сделать электронную версию лекций с полной расшифровкой сокращенных слов, надписей на рисунках.

Целью такого исследования была систематизация видов искажений лекционного материала, а также оценка того, как забывается учебный материал, если к нему не обращаться студенту в течении учебного семестра. Материал электронных версий сравнивался с лекциями преподавателя.

Проеденные исследования показали, что искажения лекционного материала могут быть следующих видов:

  1. искажения частей слов: корней, суффиксов, окончаний;
  2. пропуски частей слов, целых слов в предложении, символов в формулах;
  3. добавление лишних слов;
  4. перестановка слов в предложении;
  5. неправильная расшифровка записанных в сокращенном виде слов, в т.ч. падежей;
  6. пропуски рисунков, ошибки в рисунках.

Примеры искажений даны таблице.

 

Таблица 1. Примеры искажений

Записано в лекции и расшифровано 

 Должно быть

Вид искажения

1

Информационные технологии:

1.                 приемы

2.                 способы

3.                 методы

4.                 использование вычислительной техники связи для сбора, хранения, обработки передачи и использования.

Информационные технологии – это приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники и техники связи для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации

Искажение фразы

2

 

Пропуск слова, искажение слова

3

…обратная информация…

…обработанная информация…

Искажение слова

4

Пользователь, получая информацию, обеспечивает ее и готовится принять решение…

Пользователь, получив обработанную информацию, готовится принять решение…

Искажение слов, фразы

5

Совместимость аппарата передачи данных, коммутационных линий связи…

Совокупность аппаратуры передачи данных, коммутационных и каналообразующих средств и линий связи.

Искажение слов, пропуск слов

6

…для управляемой координаты…

… для управляемой координаты Xi=f(Xзi) :

 

Пропуск формулы

 

Во всех случаях искажения текста приводят к частичной или полной потере смыслового содержания лекционного материала.

Из 39 ошибок искажение слов было в 22 случаях; пропусков частей слов 11раз ;1 добавление лишних слов ; пропусков рисунков, формул 3.

Из этих примеров видно, что пропуски слов, их искажения, а также замена другими словами приводит к полной потере смыслового содержания предложений. Для индивидуальной подготовки студента подобный лекционный материал непригоден, так как он может сформировать у студента неправильные представления об информационных процессах.

Электронная запись лекций, сделанная преподавателем, не содержит ошибки, встречающиеся в лекциях, записанных студентами. Такая форма учебного материала более надежна, может быть быстро подготовлена и доступна для большинства студентов.

Чтобы исключить нарушения смыслового содержания в записанных лекциях, при отсутствии их электронной версии, можно рекомендовать следующее:

  1. Не позже, чем через сутки – двое студент должен проработать сой лекционный материал, расшифровав все сокращения, устранив пропуски слов, формул и исправив ошибочные записи.
  2. Для закрепления знаний преподаватель должен раздать студентам письменные индивидуальные задания, включая как вопросно-ответные формы, так и числовые задачи.
  3. Использовать информационные технологии: формировать электронную запись лекционного материала в виде раздаточного учебного материала, который на лекции преподаватель может дополнить более подробным изложением  наиболее важных частей изучаемой темы.
  4. На основе дополненного раздаточного материала, а также заданий для самоконтроля знаний поручить студентам сформировать учебные компьютерные модули по отдельным темам или разделам изучаемой дисциплины и возможностью их объединения в автоматизированный учебный курс.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.