Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

АНАЛИЗ РЕСУРСОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ИХ КАЧЕСТВА

 

Нежурина М.И., Афонин А.Ю.

(ЦДО МИЭМ, МАТИ-РГТУ им. К.Э.Циолковского)

 

В последнее время все больше внимания при проектировании, создании и сопровождении информационных образовательных порталов уделяется вопросам, связанным с обеспечением качества. Современное понятие качества информационных образовательных порталов определяется совокупностью большого числа объективных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния случайных и субъективных факторов на уровень качества необходим системный подход не только к основным процессам жизненного цикла информационного образовательного портала (маркетинг, проектирование, разработка, сопровождение и т.д.), но и к процессам и процедурам мониторинга и оценки качества.

Адекватная и эффективная оценка качества информационных образовательных порталов становится все более актуальной научно-исследовательской задачей на современном этапе.

Рекомендации по разработке универсальной методики проведения анализа образовательных порталов с целью оценки качества предполагают использование трех составляющих:

а) объективная информация, сбор и анализ которой, может осуществляться в автоматическом режиме: посещаемость отдельных страниц портала, навигация посетителей портала по информационным разделам, индекс популярности отдельных ресурсов и т.п.,

б) субъективная информация, полученная в результате экспертных оценок: удобство навигации, скорость загрузки, восприятие цветовой гаммы портала и т.п.

в) объективная информация, характеризующая содержательную составляющую портала и возможности работы с ней.

Для практической реализации предлагаемых методических решений был проведен анализ некоторых зарубежных информационных образовательных порталов и ресурсов (“The Gateway to Educational Materials”, The International Distance Learning Course Finder, «MERLOT» – Multimedia Education Resource for Learning and On-line Teaching, “The World Lecture Hall” и других). При анализе данных этих порталов основное внимание уделялось контенту, т.е. содержательной составляющей. По результатам анализа каждый ресурс (портал) был охарактеризован с помощью следующих основных критериев:

-        Краткая характеристика ресурса (название ресурса, тип ресурса, краткое описание, год создания, организации-учредители);

-        Наличие системы персонификации и авторизации (возможные типы пользователей, регистрационные поля);

-        Распределение ресурсов по категориям (гуманитарные науки, технические и прикладные науки, фундаментальные исследования и т.д.) и предметным областям или предметам (математика, физика, международное право и т.д.);

-        Соотношение ресурсов для различных уровней образования (наличие классификатора ресурсов по уровням образования: начальное образование, среднее образование, среднее специальное образование, высшее образование, дополнительное образование, а также процентное соотношение ресурсов по каждому уровню образования);

-        Соотношение ресурсов по типам материалов (основные типы ресурсов: online-курс, учебный план, тест, кейс, руководство, учебная программа, практикум, статья, мультимедиа-фрагмент и т.д., а также процентное соотношение материалов по каждому типу);

-        Соотношение платных, частично-платных и бесплатных ресурсов, а также условия получения доступа к платным ресурсам;

-        Наличие дополнительных функций и сервисов в структуре информационного образовательного портала (перечень сервисов, соотношение сервисов и типов пользователей);

-        Характеристика встроенных методов поиска и организации поисковых запросов, рубрикация информации;

-        Дополнительная информация.

Численные значения отдельных характеристик исследованных порталов (таких как, количество ресурсов, распределение ресурсов) определялись путем создания соответствующих запросов в поисковой системе.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

-        среди ресурсов, представленных на проанализированных образовательных порталах можно выделить три основные категории:

o       прикладные науки, включая информационные технологии (примерно 29% от общего числа ресурсов);

o       гуманитарные и социальные науки (16%);

o       общественные науки (13%);

-        Почти треть всех ресурсов проанализированных порталов (32%) предназначена для среднего образования, 19% - для дополнительного профессионального образования;

-        39% ресурсов исследованных порталов предоставлены учебными заведениями и другими организациями из США, второй показатель (около 9%) – Великобритания, третий - 7% - Канада;

-        Наибольшее количество учебных материалов представлено в виде конспекта лекций (37%), учебной программы курса (28%) или дополнительных материалов по курсу (20%), хотя многие ресурсы были представлены несколькими типами учебных материалов;

-        По механизмам и технологиям представления информации можно выделить следующие категории:

o       HTML-документ (примерно 59% от всех проанализированных ресурсов);

o       Java-applet (23%);

o       PDF-документ (6%).

-        83% от общего числа проанализированных ресурсов защищены авторским правом или содержат информацию об авторских правах;

-        значительная часть ресурсов (92%) являются бесплатными (необходимо отметить, что некоторые порталы не содержали информацию о стоимости ресурсов).

Анализ зарубежных образовательных порталов показал значимость пользовательских предпочтений среди основных критериев качества, что и должно стать определяющим критерием в разработке методических основ системы оценки и обеспечения качества образовательных порталов.

В связи с этим колективом ЦДО МИЭМ вместе с соисполнителями из других вузов предлагается провести комплекс работ по разработке методических основ системы оценки и обеспечения качества образовательных порталов.

Цель работы: повышение качества и эффективности процессов проектирования, разработки, функционирования и сопровождения информационных образовательных порталов за счет разработки методических основ системы оценки и обеспечения качества, а также за счет гармонизации функциональных характеристик образовательных порталов в соответствии с существующими и предполагаемыми потребностями различных целевых групп пользователей.

И для реализации такой работы имеются все предпосылки:

-        Высокопрофессиональный творческий коллектив ЦДО МИЭМ и привлеченных соисполнителей, имеющий значительный опыт в области разработки и сопровождения информационных образовательных порталов и баз данных;

-        Опыт участия в международных образовательных проектах, в т.ч. по проблемам порталостроения и обеспечения качества в системе образования;

-        В качестве исходных данных в проекте могут быть использованы результаты других проектов, реализованных творческим коллективом: «Анализ порталов и ресурсов», «Разработка профилей пользователей», «Разработка образовательного портала ЦДО МИЭМ» и др.

Результатом работы, кроме научно-методических рекомендаций по оценке и обеспечению качества образовательных порталов, может стать нормативный документ Минобразования РФ в виде «Положения об образовательном портале».

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.