Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМАТЫ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Наумычева Ю.П.

(Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, Julia_pn@pochtamt.ru)

 

При создании информационной поддержки системы дистанционного обучения необходимо сделать выбор между различными способами передачи данных для приближения дистанционно проводимых лабораторных работ на экране удаленного компьютера к реальному учебному процессу. Более простые форматы и offline режим целесообразно использовать для несложных работ, не требующих максимального приближения к реальному эксперименту; в то время как более сложные работы требуют выбора online режима дистанционного обучения и соответствующих форматов передачи данных.

При обучении возникает задача выбора программной платформы, обеспечивающей наибольшие удобства обучаемому [1].

Для решения данного вопроса целесообразно использовать гипертекстовый вариант учебного пособия,  как один из вариантов программированного модуля дистанционного обучения. Выбор языков, поддерживающих гипертекст (например, Html и JavaScript), среди других языков программирования, рекомендуется по следующим причинам [2,3]:

·        Готовую гипертекстовую систему проще редактировать с целью дополнения и изменения учебного материала;

·        Гипертекстовое учебное пособие не требует инсталляции на компьютере обучаемого дополнительных программ.

·        Гипертекстовый модуль позволяет двухстороннее общение между обучаемым и средством обучения.  Более того, при изучении технических дисциплин, гипертекстовое учебное пособие обеспечивает возможность проведения лабораторных исследований.

Возможны следующие варианты online и offline режимов имитационного моделирования прохождения студентом лабораторных работ с помощью интеллектуальных технологий, которые могут быть применены в дистанционном обучении:

1.      Online-режим с использованием CGI. Интерфейс выполнен в виде формы представления результатов лабораторной работы, в которой не заполнены некоторые поля. Перед началом работы студент получает задание, проводит некоторые расчеты, по результатам которых вносятся данные. Полученная страница нажатием кнопки "Выполнить эксперимент" отсылается на сервер, где обрабатывается CGI-скриптом, передается как задание на расчет моделирующей программе, результат работы которой возвращается на клиентскую сторону в виде стандартной HTML-страницы. Подготовительные этапы с содержанием работы, целями и методами их выполнения предоставляются обучаемому в виде текстового файла;

2.      Online-режим на основе JAVA-апплетов. Интерфейс может быть выполнен в виде измерительных приборов с элементами управления, необходимыми при проведении данной работы. Наиболее приближенный к реальности режим, однако, он требует достаточно высокой скорости соединения и достаточно мощного компьютера у студента;

3.      Online-режим на основе JAVA-скриптов. Интерфейс выполнен в виде стилизованных измерительных приборов с элементами управления, необходимыми при проведении данной работы. Менее приближенный к реальности режим чем предыдущий, однако, он не требует высокой скорости соединения и достаточно мощного компьютера у студента;

4.      Offline-режим 1. Интерфейс аналогичен online-CGI, однако заполненная форма отправляется администратору ресурса с использованием почтового протокола. Результат выполнения работы высылается студенту так же - электронной почтой. Режим рекомендуется при низком качестве связи и частых обрывах.

5.      Offline-режим 2. Студент загружает себе исполняемую программу, которая и позволяет провести эксперимент. При необходимости, результат выполнения записывается в файл и высылается администратору ресурса

Достоинством offline режимов являются низкие требования к программному обеспечению и возможность работы без подключения к сети.

Недостатком указанных выше offline режимов является необходимость участия дополнительного лица в диалоге между обучаемым и средством обучения при обработке результатов работ, в то время, когда этот процесс может быть полностью автоматизирован. В связи с этим, а также в связи с невозможностью быстрого обновления информации при работе студента в режиме offline в случае, указанном в пункте 5, рассматриваются форматы данных, используемых для разработки приложений в режиме online

Online система информационной поддержки дистанционного обучения должна разрабатываться соответственно представленному преподавателем сценарию занятия по соответствующей дисциплине, например, лекции. Первоначально разрабатываются статические и динамические дидактические материалы, а также создаётся банк аудиовизуального сопровождения курсов лекций.

Для создания обучающей программы по дисциплине, изучаемой в online режиме, должны быть сделаны записи, указанные в табл. 1.

 

Таблица 1. Компоненты обучающей программы для дистанционного обучения и их формат записи

 

№ записи

Запись

Тип и формат записи

1.       

Материал лекций вместе со вставками рисунков - графиков

Гипертекст в формате HTML

2.       

Вводная часть лекции преподавателя, посвященная целям и задачам данной дисциплины

Видеоизображение в формате MPG

3.       

Образец процесса лабораторной работы студентов (на примере  предыдущих групп)

Видеоизображение в формате MPG

4.       

Графическое представление результатов лабораторных работ

Статическое изображение в формате JPEG

5.       

Графическое изображение дополнительных объектов, на которые были сделаны ссылки в процессе чтения лекций

Статическое изображение в формате JPEG

6.       

Текстовые комментарии к предыдущим записям

Текстовая информация в формате RTF

 

Целью использования данных форматов записей является максимальное приближение процесса дистанционного обучения к очному обучению. Ориентировочный объем учебного пособия для дистанционного обучения – до 10 Мбайт. При этом следует заметить, что данная информация не передаётся обучаемому непосредственно на носителях информации, а хранится на общедоступном сервере дистанционного обучения.

Представленная таким образом поддержка дистанционного обучения реализуется с интерфейсом, максимально приближенным к языку естественного общения, что позволит сократить или полностью исключить интервал адаптации студентов и преподавателей к возможностям новых средств обучения [4]. Это означает, что при создании такой системы создаются программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, обеспечивающие преподавателю возможность управления учебным процессом и автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.

Из данного обзора следует, что несмотря на обилие различных видов аппаратных и программных средств для создания online и offline модулей, даже при большом объеме и сложности создания online модулей дистанционного обучения, именно они максимально приближают его к очному обучению.

 

Список литературы

 

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
  2. JavaScript Bible, Gold Edition, Danny Goodman, Publisher, Hungry Minds Inc.; ISBN:0764547186; Bk&Cd-Rom Edition (July 2001)
  3. Гончаров А. HTML в примерах. – СПб.: Питер, 1997. – 192 с.: ил.
  4. Рэндел Н., Джонс Д. Microsoft Front Page в подлиннике: Пер. с англ. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1997. – 426 с.: ил.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.