Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Моисеева Н.К.

(Институт экономики и управления)

 

Изменения в условиях международного бизнеса и тенденции глобализации экономики заставляют с иных позиций рассматривать конкурентоспособность товаров и фирм-производителей. В настоящее время сформировались новые правила конкуренции, среди которых следует рассматривать следующие: необходимость поиска и создания новой потребительной стоимости товара за счет использования новых технологий (соединение их в одном продукте); присутствие на всех рынках (от «плоскости» рынка к «пространству» рынка) возможности снижения затрат, за счет «соединения» на расстоянии и, как следствие, управления в цепи предложения; сорсинг из любой страны, потребность в глобальной конкурентоспособности, рост значимости логистики (в т.ч. транспортной), т.к. товар не достигнет покупателя, если это звено цепи не будет соответствовать другим; необходимость снижения затрат на дистрибьюцию (в настоящее время в США – 9-9,5% ВНП, в России » 30% ВНП); новые цели и новые премии за лидерство в мировом масштабе.

Известно, что маркетинг предоставляет и реализует стратегию фирмы, но каждая из его ступеней развития («предпринимательский», «стандартный», «постстандартный» или интегральный маркетинг) постепенно сближает его логистикой, т. к. организация продаж и послепродажное обслуживание сливаются в единую систему, направленную на завоевание клиента. Переплетение функций маркетинга и логистики прослеживается и при сопоставлении инструментов и установок этих наук (от маркетинговых 4Р к логистическим 7R).

В условиях развития глобализации особенно важным становится синергетический эффект такого взаимодействия, с учетом цикличности развития экономики.

Условиями развития глобальной логистики являются интеграция и партнерство с логистическими посредниками, совершенствование глобальной сети дистрибьюции, создание надежных систем телекоммуникаций, контроля и мониторинга поставок, выбор эффективных способов и средств транспортировки и т.д.

Для российских предприятий имеет место наложение проблем глобальных логистических систем (макрологистики), с которыми столкнулись уже давно зарубежные компании, на логистические проблемы собственно предприятий (микрологистики). Самостоятельную проблему представляет оптимизация логистических издержек и оценка эффективности организации потоков в логистике.

Учитывая, что на эффективность потока влияет как качественная составляющая, отражающая его полезность, так и количественная (экономическая), при оценке эффективности логистического потока предлагается определять коэффициент качества каждого из потоков (Ккач) и коэффициент стоимости (Кстоим.).

Зная число партнеров фирмы (как заказчиков, так и поставщиков), запланированную и фактическую мощность потока, время потока, ассортимент и качество продукции, комплектность поставки, сохранность тары и упаковки, можно сформировать вектор отклонения потока от заданной величины, что и будет свидетельствовать о качестве потока. 

Оценку эффективности и конкурентоспособности системы логистики необходимо производить с учетом возможностей современных информационных технологий, когда не только используются на практике InternetInternet технологии.

Как известно в противоположность традиционным СМИ, реализующим push-модель доставки информации, в основе WWW лежит логистическая pull-модель, в которой информация предоставляется по запросу (demand pull). Эта особенность WWW связана с активной ролью потребителей, так как пользователи WWW имеют контроль над поиском информации. В связи с этим возникает ряд  проблем для фирм, использующих WWW как среду маркетинга, для решения которых требуется более пристальное внимание к потребностям потребителей и разработка новых подходов для их привлечения.

Новая эпоха диктует введение новых методов организации и управления работами, новые подходы и модели.

Возникновение понятия «электронной коммерции», тесно связанного с логистикой и маркетингом, служит реакцией на эти изменения. Как показывают исследования, закономерности и принципы эффективной организации таких систем (несмотря на отличие внешних очертаний и типовых процедур), согласуются с теорией функционально-структурной организации (ФСО) технических и производственно-сбытовых систем, стоимостного проектирования и стоимостного управления.

Использование электронных коммуникаций вместо традиционных изменяет состав и качество исполнения функций логистики и маркетинга, и влияет на состав затрат.

Выбор способов присутствия в Интернет-среде зависит от ряда факторов, в т.ч. от затрат, с которыми связаны эти процессы. Создавать ли информационное представительство, электронный магазин, портал-сайт или виртуальные торговые площадки (marketplaces) – эти вопросы должны решаться комплексно с учетом принципов логистики как основы управления материальными, информационными и финансовыми потоками. Опыт ряда промышленных предприятий и результаты выполненных исследований подтверждают это.

Например, при анализе вариантов расширения деятельности фирмы «Angtrade» в Интернет – среду наиболее приемлемыми были признаны e-shop, портал, marketplace.

Каждый из способов выхода в Интернет требует наиболее экономичной организации отношений участников цепи. Перспективной формой можно считать аутсорсинг. Его рассматривают как инновационную форму организации отношений в экономике, при которой имеет место полная или частичная передача работ по обеспечению определенных функций сторонним организациями для концентрации собственных усилий на традиционных работах, выполняемых собственным персоналом и собственными ресурсами.

Основной проблемой аутсорсинга является определение рационального состава передаваемых функций и объемов работ для минимизации издержек и обеспечения качества. Одним из примеров удачного решения этой проблемы  на основе логистических принципов может служить разработанный механизм организации коммуникаций в системе производитель – посредник (рекламное агентство) – потребитель, основанный на логистических принципах использования информационных ресурсов (торговых площадок). В докладе рассматриваются особенности этого механизма и возможности его использования в различных сферах деятельности.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.