Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА МОНГОЛИИ)

 

Киселева И.А., Баясгалангийн Цэцгээ

(МЭСИ, Ikiseleva@study.mesi.ru)

 

Международный туризм является относительно молодой отраслью в Монголии. Политические и социально-экономические тенденции страны позволяют создать оптимальные условия для развития и совершенствования туристской инфраструктуры и других ресурсов туристского рынка. Туристский рынок очень чувствителен к изменениям в экономике.

Высокий уровень конкуренции в секторе туризма и экономическое реформирование обусловили необходимость разработки экономико-математических моделей и оптимизационных задач, учитывающих особенности туристического рынка, рыночные элементы в туристической деятельности Монголии, процессы реинвестирования и реконструкции объектов и другие социальные факторы в функциональной области туризма в среде информационной системы для сбалансированного развития высокоэффективного и конкурентоспособного туристического рынка, повышения потенциала национальной экономики и её платежеспособности в условиях нестабильной внешней среды.

Позитивной тенденцией, которая имела место за последние годы в социально-экономическом развитии Монголии, является снижение уровня инфляции и относительно благоприятные условия для стабилизации экономики страны. Это было связано с тем, что значительно уменьшился прирост наличных денежных масс в обороте и сократился прирост предложения денег, в то время увеличились активы коммерческих банков. Кроме того, либерализация внешней торговли значительно обесценила монгольские тугрики и одновременно улучшилось снабжение потребительских товаров на рынках, в условиях низкой покупательной способности населения все это благоприятно повлияло на снижение уровня инфляции в стране. Хотя предложение денег увеличилось, оно не  увеличило инфляцию и направляло на увеличение роста производства страны. Несмотря на относительную стабилизацию иностранной валюты в Монголии в отношении тугриков, увеличивается отрицательное сальдо внешней торговли страны. Это обусловлено слабым экономическим потенциалом страны, непрогрессивной отраслевой структурой экономики, кроме того, национальное производство не оказывает существенное влияние на экономический рост страны и уменьшается физический объем экспортных товаров. Так как индекс, показывающий условие внешней торговли, составлял 0,59. Это обусловлено с резервом иностранной валюты, которые могут поступать за счет экспорта страны или за счет экономии импорта.

 

 

Показатели

1997

1998

1999

2000

2001

2002

1

ВВП (млн.US$)

1052,6

976,6

905,3

945,4

1014,7

1108,9

2

ВВП на душу населения

525,0

478,2

431,5

407,8

405,6

 

3

Экспорт

568,6

462,3

454,2

535,8

521,5

524,0

4

Баланс внешней торговли

-16,8

-158,1

-154,5

-148,4

-116,2

-158,1

5

Курс валюты US$

791,0

837,0

1022,6

1077,7

1099,5

1110,35

6

Инфляция

20,6

6,0

10,0

8,1

8,0

1,6

7

Поступление от туризма

12,5

32,5

27,8

26,65

102,9

130,1

8

Доля в ВВП

1,2

3,3

3,1

2,8

10,1

11,7

9

Доля в экспорте

2,2

7,0

6,1

5,0

19,7

24,8

 

За последние годы мы измерили объем доходов отрасли туризма на основе численности туристов, которые принимали туристические организации или объемов доходов этих организаций. Начиная с 2002 года, на основе рекомендации по обработке данных по туризму, разработанные ВТО и ООН, в Монголии разработано национальное руководство по определению числа туристов и доходов и расходов по туризму. После 2001 года согласно этому руководству определены численности туристов и объем доходов туристических компаний Монголии.

В 2002 году численность посетителей увеличилась на 19,9%, в том числе число туристов на 19,3% по сравнению с 2001г. Средняя продолжительность пребывания одного туриста в стране 5 дней. Средний расход туриста за сутки 101US$. Доход от туризма в 1997-2002г увеличился 10,4 раза.

Нижеследующая таблица показывает расчет туристских предприятий в Монголии.

 

Экономические показатели туристских предприятий

 

Показатели

2000

2001

1

Валовой выпуск

100,0

100,0

2

Добавленная стоимость

23,4

23,8

 

Оплата труда

4,4

6,9

 

Амортизация

2,6

3,6

 

Косвенные налоги

4,9

1,0

 

Выручка деятельности

7,3

9,3

3

Промежуточное потребление

76,6

76,2

 

Транспортные расходы

13,1

8,1

 

Затраты использования

7,8

3,4

 

Оплата иностранным туристическим организациям

1,4

2,1

 

Аренда

2,3

1,5

 

Гостиницы

32,9

24,5

 

Питание

11,6

8,9

 

В 2001 году валовой выпуск возрос 5,1%. Из таблицы видно, что добавленная стоимость увеличилась из-за роста выручки деятельности. А промежуточное потребление уменьшилось из-за уменьшения затраты на использования.  В 2001 году затраты на услуги составляли 47,5%, налоги на доходы 2,8% от общей затраты деятельности туристических предприятий.

Число туристических фирм превышает спрос на туристические услуги и тем самым создается острая конкуренция на рынке. Материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции. Правительство Монголии в 2002 году объявило 2003 год годом "Визита в Монголию". В связи с этим, из 170 млн. US$, которые запланированы поступить из прямой иностранной инвестиции, намечается затратить 11 млн. US$ для развития туристической отрасли. Для поддержки внутреннего и въездного туризма нужны прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры; научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на мировом рынке; налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

Ключевыми проблемами развития туризма в Монголии являются:

- определение оптимальной способности туристической системы и рациональное распределение потока туристов по туристическим зонам, его сезонного характера;

- привлечение и оптимальное использование инвестиций в развитие туризма;

- оптимальное направление и специализация туристической деятельности;

- снижение издержек на производство услуг, повышение качества услуг;

- выявление источников сезонных трудовых ресурсов, расселение работников, обслуживающих туристического хозяйства и определение оптимальной экономической структуры пунктов размещения туристов;

- снижение сезонного характера туризма;

- развитие индустрии туризма и совершенствование инфраструктуры, решение транспортных проблем.

Необходимо разработать методику встраивания экономико-математических моделей и оптимизационных задач в функциональной области туризма в среду информационной системы без повторного ввода информации. Существуют некоторые модели по туризму, среди которых можно выделить статистические, оптимизационные и динамические. Но в настоящее время нет реализуемых динамических моделей, учитывающих рыночные элементы в туристической деятельности Монголии, процессы реинвестирования и реконструкции объектов, а также социальные факторы развития туризма и другие.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.