Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Гулидов Д.Н., Гриненко А.П., Ларионов Н.М., Ращинский В.П.

(МИЭТ, ОАО ЦКБ Дейтон, s2q@miee.ru, imdeck@miee.ru, ravp@mail.ru)

 

Введение специальности «Управление качеством» в образовательное пространство ВУЗов наталкивается на серьёзную проблему, связанную со спецификой подготовки выпускника как инженера-менеджера с особым типом его квалификационной характеристики как по объектам, так и по видам и задачам его будущей профессиональной деятельности.

 Как показывает опыт методического освоения специальности «Управление качеством», разрешение возникшей проблемы возможно путем реализации процессного подхода по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Как известно, делегирование в соответствии с ними прав и ответственности владельцам процессов, пересекающим функциональную структуру предприятия, предопределяет эффективность их деятельности. Она обусловлена высокой мотивированностью её успеха и компетентностью участников на стыках процессов, когда владелец процесса выступает одновременно в двух ролях: как потребитель продукции и как поставщик для следующего процесса.  Проекция этой методики на «продуктовую линию» подготовки специалистов, принимает последнюю как совокупность отдельных процессов освоения - дисциплин, преподаватель, которой рассматривается как хозяин процесса, формирующий требования ко всем релевантным предшествующим процессам-дисциплинам. Очевидно, что преподаватели,  ведущие начальные курсы всегда выступают в роли поставщиков знаний для последующих  и к их курсам формируются последовательно требования всех последующих непосредственных потребителей так, как это представлено на рисунке 1.

 

Рассмотрим в этой связи одну из дисциплин, завершающих процесс обучения, выступая одновременно и в роли внутреннего потребителя предшествующих предметов обучения и в роли непосредственного исполнителя требований ГОС. На рисунке 2 представлена схема формирования требований дисциплины “CALS стандарты” к результатам процессов обучения по предыдущим дисциплинам.

 

На рисунке 3 для иллюстрации предлагаемого процессного подхода представлена схема формирования требований  к программам обучения по дисциплинам ”Основы обеспечения качеством” и  “Сертификация систем качества”.

 

Реализация предложенной методики осуществлялась через нормативную поддержку процессного подхода в проекте СТП «Семестровые планы. Порядок составления, оформления и утверждения»

В результате такой корректировки семестровых планов по учебному плану ”Управление качеством”, введены новые разделы, обеспечивающие междисциплинарную совместимость и преемственность обучения, результатом чего явилось также принципиальное изменение порядка преподавания дисциплин.

Другим принципиальным результатом этого подхода было методическое выявление недостающей дисциплины «Техническое регулирование рынка в РФ», отсутствие которой в ГОС с самого начала обучения , как оказалось, создаёт серьёзные, а возможно и непреодолимые препятствия в успешной реализации учебного процесса. На основе анализа требований к этой дисциплине были составлены её учебный и семестровый планы, причем проведение дисциплины уже на 4-ом семестре привело к серьезной реконструкции учебного плана всей специальности. Такая  ранняя специализация обучения должна проводится с использованием современных мультимедийных средств поддержки. Нами проведены опробывания такой реализации обучения, при этом контроль и анализ его результатов проводился периодически непосредственными потребителями процесса, а именно преподавателями дисциплин «Метрология, стандартизация и сертификация», « Основы обеспечения качества», «Сертификация систем качества», «Аудит качества » - рисунок 3.

Таким образом, схема формирования требований к дисциплине ”Техническое регулирование рынка в РФ” приведена на рисунке 4, является результатом обобщения и корректировки требований семи последующих базовых курсов обучения.

 

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.