Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

АУТСОРСИНГ И ИНСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

 

Евдокимов Н.А.

(ОАО «ЛУКОЙЛ», kolya@caravan.ru)

 

В последнее время российский менеджмент стал осознавать необходимость управления затратами и в связи с этим начал с пониманием относиться к методам воздействия на затраты предприятия, используемых на зарубежных предприятиях.

Инструменты управления затратами могут быть как тактические в рамках текущего менеджмента, так и стратегические. К последним относятся такие кажущиеся радикальными меры, как аутсорсинг и инсорсинг. Понятие аутсорсинг относительно знакомо и часто встречается в российской литературе по финансовому менеджменту, в отличие от мене знакомого инсорсинга.

Многими учеными аутсорсинг определяется как:

«Перевод функций и активов внутреннего подразделения или самих этих подразделений  организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене».

Проще говоря, аутсорсинг  - это покупка операций, которые могли бы осуществляться предприятием самостоятельно, у сторонних поставщиков.

Аутсорсинг позволяет заменить часть постоянных затрат в переменные, что при низкой загрузке подразделений предприятия явно оправдано. Также следует понимать, что фирма, предоставляющая услуги аутсорсинга, является центром знаний и опыта и может выполнять соответствующие функции профессионально, в отличие от отдельных предприятий.

Аутсорсинг и инсорсинг – это две одновременно разные и похожие управленческие технологии. Оба метода могут быть использованы для уничтожения затрат на неиспользуемую мощность. Разница между ними следующая: аутсорсинг позволяет затратам быть гибкими при изменении объема производства услуг, а инсорсинг – сохраняет затраты постоянными, но продает при этом на внешний рынок неиспользуемую мощность.

Аутсорсинг часто рассматривается как инструмент сокращения затрат, а также способ, дающий предприятию возможность сконцентрироваться на небольшом количестве видов деятельности.

Системная подготовка решений об аутсорсинге может производиться на основе учета затрат по видам деятельности (метода Activity Based CostingABC).

АВС метод, используя информацию о стоимости процесса (или вида деятельности) и его загруженности, дает информацию, необходимую при подготовке решений об аутсорсинге и инсорсинге.

Для анализа потенциального решения об аутсорсинге нам может понадобиться информация о соответствии внутренних отделов организаций и конкретных видов аутсорсинговых услуг. Эти данные отражены в следующей таблице:

 

Таблица 1. Соответствие подразделений и аутсорсинговых услуг

Вид внутреннего подразделения

Вид аутсорсинговой услуги

Поставщики аутсорсинговых услуг

Отдел ИТ

Аутсорсинг ИТ, в т.ч. поддержка сетей, разработка и поддержка ПО

Разработчики ПО, системные интеграторы, крупные аутсорсинговые компании

Отдел HR

Подбор кадров, оценка персонала

Кадровые агенства,

 

Штатные уборщики

Услуги по уборке

Клининговые компании

Отдел расчетов с дебиторами (финансовый отдел)

Услуга факторинга

Банки, факторинговые компании

Отдел расчета зарплаты

Внешний расчет з/п

Аутсорсинговые компании

Бухгалтерия

Ведение бухгалтерии и сдача отчетности

Аудиторские компании

Отдел внутреннего аудита

Внешние аудиторы по индивидуальному заданию

Отдел маркетинга

Внешние подрядчики по маркетингу

Консалтинговые компании и рекламные агентства

Собственный автопарк

Внешний перевозчик

Автопарки, фирмы-экспедиторы

Собственный центр приема звонков

Внешний Call –центр

Аутсорсинговые компании

Центр сбора оперативной информации

Внешний поставщик информации,

Информационные агентства, аутсорсинговые компании

 

Перед тем, как осуществить решение об аутсорсинге, фирма должна решить, что будет для нее выгоднее – производить данную услугу, бизнес-процесс, или товар самой, или поручить сторонней организации. Фирмы принимают решение об аутсорсинге на основе как экономических, так и не экономических соображений. Одно из неэкономических факторов – это является ли рассматриваемый вид деятельности стратегическим или стандартным.

Стратегические виды деятельности представляют сферы ключевой компетенции предприятия, как например, знание дизайна продукта или навык в производстве. Благодаря этим видам деятельности компания способна выделиться на рынке своим продуктом или предложить на рынок продукт по более низкой цене. Связь компаний со своими стратегическими видами Деятельности является долгосрочной. Нефинансовые соображения очень важны при рассмотрении вопросов аутсорсинга стратегических видов деятельности. Стратегическими компонентами могут быть также те виды деятельности, которые защищают информацию, имеющую коммерческую ценность – например, данные о сотрудниках, покупателях, поставщиках.

С другой стороны, существуют стандартные виды деятельности. Точное определение цены данного процесса имеет большое значение для принятия решения об аутсорсинге. Стандартные виды деятельности не дают ни дополнительной дифференциации, ни конкурентного преимущества. Этот вид деятельности может быть закуплен у более эффективных с точки зрения издержек поставщиков, позволяя фирме сфокусировать свой капитал и человеческие ресурсы на более стратегических направлениях.

Для принятия решения об аутсорсинге достаточно использовать классическую модель принятия решения покупать или производить. Понятия покупать эквивалентно использованию услуг внешнего поставщика. Понятие производить эквивалентно наличию соответствующего внутреннего подразделения.

Цена, по которой предприятие имеет возможность «покупать», диктуется рынком соответствующих услуг. Цена же, по которой предприятия имеет возможность производить обуславливается ценой ресурсов, поставленных на предприятия для обеспечения работы соответствующего подразделение. То есть цена, по которой предприятие имеет возможность производить, обуславливается стоимостью определенного вида деятельности или процесса на предприятии. Как мы уже знаем, АВС система позволяет нам рассчитывать данные показатели. АВС система позволяет определить стоимость всего вида деятельности, а также стандартную ставку драйвера затрат, рассчитанную из практической мощности. При рассмотрении решений об аутсорсинге необходимо учитывать следующие факторы:

-     планируемый интервал мощности загрузки внутреннего подразделения

-     внешнюю цену услуги

-     величину затрат на содержание внутренних подразделений при различных уровнях загрузки (ступенчатые затраты)

-     расчетные величины стандартной и средней ставки драйвера затрат.

Графически принятие компанией решения об аутсорсинге можно изобразить следующим образом:

 

 

Рис.1. Графическая иллюстрация решения об аутсорсинге

 

В случае, если при определенном значении планируемой мощности затраты при использовании аутсорсинга будут ниже, чем при каком-либо варианте использования внутреннего подразделения – тогда, возможно, следует использовать аутсорсинг.

Кроме того, на данном графике затраты при аутсорсинге изображены  в виде прямой линии. На самом деле, при увеличении числа операций аутсорсинговая компания может предоставлять скидки – тогда линия затрат примет вид параболы.

На графике изображены две линии затрат при аутсорсинге – одна ниже, другая выше. Более высокая линия затрат соответствует коррекции, произведенной с учетом того, что предприятие вынуждено нести фиксированные издержки по поддержанию контракта на аутсорсинг.

С точки зрения интерпретации информации о стоимости и использовании видов деятельности, выдаваемой АВС системой, в отношении аутсорсинга можно выделить два основных случая принятия положительного решения:

1) когда ставка драйвера затрат, рассчитанная исходя из практической мощности процесса, значительно превышает внешнюю цену аналогичного вида деятельности – тогда аутсорсинг проводится по причине неэффективности вида деятельности при осуществлении его внутри предприятия;

2) когда существует нерегулярный спрос на данный вид деятельности и периодически образуются значительные затраты на неиспользуемую мощность – тогда аутсорсинг проводится исходя из соображения сокращения затрат на неиспользуемую мощность.

Теперь обратимся к вопросу подготовки решений об инсорсинге. Для начала определим понятие:

Инсорсинг – это расширение деятельности предприятия или подразделения для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов.

Инсорсинг позволяет предприятиям снизить издержки неиспользуемой мощности. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего зданием, является сдача части здания в аренду по рыночной цене. Примером инсорсинга у предприятия, обладающего собственным складом, является, например, принятие на хранение товаров сторонних лиц на период, когда склад не используется предприятием. Таким образом, инсорсинг может сезонный характер.

Инсорсинг происходит во двум причинам:

1)   инсорсинг по причине наличия временной избыточной мощности (это решение базируется на низких предельных издержках при увеличении драйвера загрузки процесса)

2)   инсорсинг по причине наличия конкурентного преимущества (наличие эффективного процесса, наличие уникального ресурса, базы данных, технологии)

Инсорсинг во втором случае – по причине наличия конкурентного преимущества во многом схож с инсорсингом в первом случае. Отличие заключается в том, что неиспользуемая мощность в первом случае характеризуется величиной операций определенного процесса. В данном же случае неиспользуемая мощность характеризуется наличием альтернативных направлений использования конкурентного преимущества – то есть здесь следует использовать концепцию иерархичности затрат. Приведем несколько примеров инсорсинга во этом случае:

-     использование базы данных клиентов, полученной при продажах определенного вида товара для продаж или продвижения другого товара

-     использование ноу-хау или уникальных кадров, первоначально предназначенных для одного вида деятельности, для другого вида деятельности.

Информация, необходимая для рассмотрения решения об инсорсинге включает в себя:

-     стоимость вида деятельности и его практическую мощность, величину стандартной ставки драйвера затрат

-     информацию о фактической мощности, уровне загрузки, и таким образом издержках о неиспользуемой мощности

-     информацию об альтернативах продажи неиспользуемой мощности и их экономических параметрах.

Данная информация может быть легко получена из АВС системы, используемой на предприятии. Инсорсинг позволяет организации сократить издержки на неиспользуемую мощность или извлечь дополнительную прибыль из конкурентного преимущества.

 

Список литературы

 

1.     Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ. : Пер. с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс», 2002.

2.     К.Шанк, Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами. Пер. с англ.: Бугаева Е.П. Санкт-Петербург: Бизнес-Микро, 1999.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.