Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.

ПРОЦЕДУРА, ЗАДАЧИ И МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Балашов В.Г., Дранко О.И., Ириков В.А., Токарева Г.В.

(ОАО ИКГ «РОЭЛ Консалтинг», Московский физико-технический институт, roelkonsult@roel.ru, Oleg_Dranko@mail.ru, galka1509@yandex.ru)

 

Общее описание задач.

Рассматривается трехуровневая структура: субъект федерации (республика, край, область) – входящие в него муниципальные образования (районы, города) – предприятия реального сектора экономики, находящиеся на территории муниципального образования и проекты создания новых предприятий и объектов.

Требуется разработать программу развития реального сектора  экономики, т.е. предприятий промышленности, строительства транспорта, сельского хозяйства, торговли, питания, услуг и др. (далее «Программа»), которая должна удовлетворять следующим требованиям.

А. С точки зрения властей:

обеспечить удвоение уровня жизни населения;

удвоить доходную часть бюджета за минимальный срок;

сократить долю убыточных предприятий;

увеличить число рабочих мест;

повысить конкурентоспособность экономики района, в частности обеспечить импортзамещение при вступлении в ВТО.

Б. С точки зрения предприятий:

удвоение объемов производства и продаж (выручки);

увеличить прибыль;

повысить эффективность использования ресурсов (рентабельность, производительность и т.п.);

обновить изношенные производственные фонды;

повысить конкурентоспособность, включая импортзамещение и экспортпригодность.

 

Основные этапы разработки Программы.

Этап 1. Подготовительный. Предварительная формулировка целей, определение сроков и этапов Программы, анализ сложившейся ситуации и тенденций, SWOT-анализ. Создание системы управления разработкой и реализацией Программы, включая механизмы и формы государственной поддержки и инвестопроводящую сеть.

Этап 2. Оценка экономического потенциала предприятий и муниципальных образований (по критериям роста объема производства и поступлений в бюджет). Выделение направлений для первоочередной детальной проработки.

Этап 3. Оценка потенциала и разработка перечня бизнес-проспектов (проектов) развития существующих предприятий и создания новых объектов с оценкой ожидаемых результатов, сроков и требуемых затрат, в т.ч. заемных средств.

Этап 4. Уточнение приоритетных проектов и потенциала развития муниципальных образований и субъекта федерации.

Этап 5. Формирования снизу-вверх варианта Программы – максимум. Определение суммарных потребностей в инвестициях и различных форм господдержки, а также ограничений на ресурсы господдержки (согласование с законодательным собранием  и бюджетом).

Этап 6. Распределение средств господдержки между муниципальными образованиями, а в них – между проектами развития.

Этап 7. Уточнение проектов развития предприятия с учетом выделенной господдержки и разработка подпрограмм повышения инвестиционной привлекательности. Разработка календарных планов работ первой очереди и обоснований (бизнес-планов и т.п.) для получения инвестиций у конкретных инвесторов.

Этап 8. Разработка рабочего варианта Программы и плана работ на следующий год  с учетом реально привлекаемых на этот год инвестиционных и других ресурсов. Уточнение целевых установок (требуемых значений критериев) на следующий год.

Этап 9. Конкретизация системы оперативного управления: ежемесячного учета, мониторинга, анализа фактического исполнения Программы, ежеквартальной корректировки планов, подбор и подготовка управленческой команды на всех уровнях.

Этап 10. Реализация Программы, с ежеквартальным подведением итогов и перепланированием.

Этап 11. Подведение в сентябре годовых итогов и формирование плана на следующий год, включая обновление проектов (этапы 1-5), уточнение возможностей господдержки и привлечение инвестиций и их распределение (этапы 6-8). Повторение этапов 9-10.

 

Основные задачи и модели подготовки и принятия решений.

Задача 1 (этапы 1-8). Формулировка целей, выбор критериев, характеризующих достижение целей, выбор учетной политики (объекты и показатели для учета и контроля, обязанности и документы по мониторингу), структуры и функций многоуровневой системы управления разработкой Программы.

Используемые информационные и организационные модели. Четырехуровневые (субъект федерации – муниципальное образование – предприятие – конкретные проекты его развития) дерево критериев с алгоритмами оценки («снизу-вверх») последствий влияния на конечный результат изменения значений любых критериев на любом уровне.

Четырехуровневый граф и матрицы «цели-средства» с алгоритмами оценки вклада отдельных средств во все направления вышележащих уровней.

Комплект документов с выделением показателей нижнего уровня для мониторинга первичной информации и алгоритмами формирования аналитической информации «план-факт-последствия» для вышестоящих уровней.

Комплекс бизнес-процессов (регламентов) управления разработкой и реализацией Программы.

Оргструктура управления  и инфраструктура поддержки реализации Программы с выделением из бизнес-процессов функциями подразделений и должностными инструкциями, ответственностью и полномочиями по каждому участнику процесса управления.

Профессиональные требования к каждому участнику, программа целевой подготовки (переподготовки), в том числе по командной работе , проект организации Центра целевой подготовки.

Задача 2 (этапы 2,3). Оценка экономического потенциала развития предприятий.

Модель 2.1. «Затраты-эффект» на плановый период (1-2 года).

а) по каждому внутреннему проекту (мероприятию)  развития предприятия;

б) предприятия – по сумме нарастающим итогом по внутренним проектам, упорядоченным по эффективности затрат (см. [1]).

Модель 2.2. Динамическая объемно-календарная модель (поквартально) «затраты-эффект».

а) для каждого внутреннего проекта;

б) для предприятия.

Задача 3 (этапы 2,4). Определением приоритетных направлений и проетов, дающих основной вклад в достижение целей при ограниченных средствах и выделение на них ресурсов.

а) на уровне предприятия;

б) муниципального образования субъекта федерации.

Модель 3.1.  На уровне предприятия на плановый период. Математическая модель целочисленного булевого программирования «затраты-эффект», использующая алгоритм предварительного распределения ресурсов между проектами по приоритетам по мере убывания их эффективности.

Модель 3.2. На уровне субъекта федерации. Модель выпуклого программирования, в которой целевые функции муниципальных образований описываются зависимостями «затраты-эффект» п.1. модель 2.1.

Модель 3. Экспертная оценка результатов пункты 3.1, 3.2. и корректировка приоритетов с учетом трудно-формализуемых  факторов, включая риски.

Задача 4 (этапы 3,7). Оценка реального финансового результата каждого проекта и группы проектов (предприятия, муниципального образования, региональной программы).

Модель 4.1. Конечно-разностная динамическая модель горизонтальных финансовых потоков (план движения денежных средств проекта, бизнеса).

Модель 4.2. Многоуровневая модель консолидированных финансовых потоков для предприятия, муниципальное образование, региональная программа.

Задача 5. Обоснование выгодности, объемов и сроков взятия и возврата заемных средств на уровне проекта, предприятия, муниципального образования, субъекта федерации.

Модели 4.1,4.2 с добавлением условий (ограничений) по своевременному возврату заемных средств.

Задача 6. Выбор наиболее выгодных вариантов отчислений на вышестоящий уровень:

а) от бизнес-проектов развития предприятию, предприятия- корпорации;

б) от предприятий и корпораций в бюджеты всех уровней, в т.ч. в муниципальный и субъекта федерации;

в) обоснование с учетом налоговых кредитов и льгот, взаимовыгодных бюджету и предприятию.

Модель 6.1. Укрупненная имитационная динамическая модель «оборотные активы – отчисления» и алгоритм параметрических расчетов, дающих возможность определить рекомендуемый уровень отчислений.

Модель 6.2. Детальная динамическая конечно-разностная модель «финансовый поток – отчисления» и алгоритм определения последствий налоговых кредитов.

Задача 7. Оперативное управление реализацией проектов, муниципальных Программ и региональной Программы в целом.

Модель 7.1. Сетевая модель управления проектом как комплексом операций с алгоритмами календарного планирования, анализа критического пути и т.п. типа Progect Management.

Модель 7.2. Укрупненная объемно-календарная модель мультипроектного управления на уровне предприятия, муниципального образования.

            Процедура (этапы) разработки Программы была практически реализована для четырех районов Липецкой области и Краснодарского края. С использованием приведенных выше моделей и алгоритмов были проведены расчеты (см. [5]), которые показывают, что удвоение объема производства и поступлений в бюджет потенциально может быть реализовано (Программа-максимум) в среднем за 4-4,5 , в том числе за 2004-2006 гг – в 1,7 раза при окупании всех инвестиций за 2,5-3 года. Программа минимум – увеличение за 3 года этих показателей в 1,4-1,5 раз. Ведется работа по повышению инвестиционной привлекательности  и привлечению инвестиций по Программе-максимум.

 

Список литературы

 

  1. Балашов В.Г., Ириков В.А. Технологии повышения финансовых результатов предприятий и корпораций. М.: Приор, 2002.
  2. Балашов В.Г. Модели и методы принятия выгодных финансовых решений. М.:Наука, 2002.
  3. Токарева Г.В. Некоторые задачи, алгоритмы и бизнес-процессы при управлении корпоративными финансами. В сборнике научных трудов X Международной конференции "Математика. Компьютер. Образование". М.: МГУ, 2003.
  4. Дранко О.И., Кислицина Ю.Ю. Многоуровневая модель финансового прогнозирования деятельности предприятия. Статья «Управление социально-экономическими системами». М. Фонд «Проблемы управления», 2000.
  5. Дранко О.И., Токарева Г.В. Модели, алгоритмы и расчеты для обоснования вертикальных финансовых потоков при управлении экономическим развитием региона. Настоящий сборник.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 2, 2004 г.