Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 1, 2003 г.

РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ, СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

 

Скачков Ю.П., Данилов А.М., Гарькина И.А.

(Пензенский государственный университет архитектуры и строительства; danilov@gasa.penza.com.ru)

 

В условиях реформы высшего образования одним из основных является вопрос, что мы не имеем права растерять, реформируя образование. Доверие к качеству образования всегда определялось качественным составом преподавателей, информационной базой (прежде всего учебников), нормативным материально-техническим обеспечением образовательного процесса, его лабораторной базой, традиционными формами общения преподавателя и обучаемого, включая контроль преподавателя за деятельностью обучаемых при обратной связи, позволяющей достичь понимания учебного материала с возможностями корректировки образовательного процесса.

Как создать условия для всеобщего образования населе­ния, как научить учиться, что каждому необходимо для повышения образова­тельного уровня (в течение жизни) – это вопросы, которыми должны определяться цели и задачи обучения, пути их достижения, отражающие интересы всех граждан.

Преподаватель в традиционной отечественной системе образования осуществляет постановку задачи, мотивацию обучаемого, передачу и интерпретацию содержания материала, контроль за деятельностью обучаемых, определяет методику преподавания, предусматривающую необходимую помощь студенту. Но, пожалуй, самое главное для непрерывного образования - научить учиться. Доверие к образованию в условиях новых технологий останется на прежнем уровне, если сохранятся все составные компоненты традиционного обучения, вызывающие к нему доверие (общеизвестен факт низкого качества знаний в условиях дистанционного обучения; до конца не ясна роль тестов, письменных экзаменов и др. без диалога обучаемых с преподавателем в повышении качест­ва образования).

Модернизация системы образования разворачива­ется при противоречивых условиях:

-       происходит делегирование функций из федераль­ного ведения в региональные с демократическим характером образования с опорой на местное самоуправление, что приводит к пере­кладыванию стратегических функций и проблем го­сударства на учебные заведения;

-       реконструируется сеть уч­реждений образования, приводится в соответствие их номенклатура и мощность с потребностями региона с учетом государственной политики в сфере образования (приводит к формированию региональных замкнутых рынков труда и образовательных услуг, усилению раз­рыва между столичным и провинциаль­ным образованием, потере системности федерального образования);

-       формируется потребность региональных органов управления в соответствующей нормативно-правовой базе (определяется и недостаточной оперативностью ее разработ­ки на федеральном уровне);

-       возрастают требования к кадровому, материально-техническому, информационному обеспечению учеб­но-воспитательного процесса, что вызывает необхо­димость повышенного финансирования (обновление содержания образования, технологии обу­чения, нормативно-правового, научно-методического обеспечения образования; научно-методическое обес­печение экспертизы: лицензирование, аккредитация, аттестация; снижается престижность преподавательского тру­да, налицо необходимость обновления педагогических кадров);

- происходит упадок системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, научной и учебно-методической работы; отчетливо проявляется тенденция к регионализа­ции образования;

- становится актуальной проблема вхождения рос­сийского образования в мировое образовательное со­общество.

Российское общество стоит перед необходимостью практической реализации ключевых принципов образования - непрерывности и гуманизации; научного обоснования перспектив развития системы высшего профессионального образования (компоненты экономического развития страны) на фоне неблагоприятной социально-экономической об­становки, в условиях кризиса идеологии, нравственности и духовности.

Появились многочисленные негосударственные образовательные учреждения и многочисленные фи­лиалы действующих ВУЗов. Между государственными и негосударст­венными образовательными учреждениями возникла конкурентная среда, которая превратилась в фактор, влияющий на качество образовательных услуг. Широкое внедрение платных образовательных услуг с одновременным превращением образования из массового в преимущественно элитарное поставило перед образовательной системой регионов наряду с проблемой равенства доступа к обучению множество других сложнейших проблем. Как совместить доступ к образованию и его высокое качество? Как обеспе­чить соответствие образовательных запросов личности и общества?

При непрерывно растущем объеме знаний обострилась проблема качества образования. Многие из старых методов обучения оказались малоэф­фективными. Содержание учебных программ сущест­венно устарело.

Важнейшим аспектом в повышении качества образования является подготовка и повышение квалифика­ции преподавателей. Особенно это усугубляется отто­ком квалифицированных кадров из образования в дру­гие отрасли экономики с более высоким уровнем зара­ботной платы и предоставлением других жизненных благ и льгот.

Что касается тенденции регионализации ВУЗов, то сохранение и развитие потенциала российской высшей школы в условиях перехода к многоукладной эконо­мике при соответствующих социально-политических реалиях может быть достигнуто лишь при государственной образовательной политике, базирующейся на взаимоувязанных цен­трализации, регионализации и демократизации всех учре­ждений системы образования.

Стратегия финансирования образования по остаточ­ному принципу и предоставление вузам тактики самовыживания не просто разрушительны, но и опасны, так как отставание может оказаться необратимым.

Переход к рынку требует создания в сфере образова­ния нового экономического механизма, адекватно отражающего состояние и принципы рыночной экономики.

Необходимым условием разработки региональной политики в системе высшего образования должна стать стратегическая направленность всех региональных структур на разработку и реализацию единой концепции региональной составляющей образовательного стандарта.

 Осложняется адаптация молодого специалиста в сфере общест­венного производства из-за несоответствия профессионального профиля выпускников ВУЗов потребностям транс­формирующихся региональных рынков труда и отсут­ствием адекватной нормативно-правовой базы регу­лирования этого процесса.

Региональные ВУЗы должны стать центрами организации дополнительного образования, учитывающими структуру региональных рынков труда.

Естественно возникают за­дачи, связанные с разработкой, апробацией, тиражиро­ванием и широким распространением новых высоко­эффективных технологий образования. Без этого нельзя не только не достигнуть желаемого эффекта от проводимых реформ, но и отбросить назад отечественное образование.

Для реализации системы менеджмента качества образования необходимо, чтобы образовательная ус­луга отвечала современным потребностям в сфере будущей деятельности выпускников по избранной специальности; удовлетворяла требованиям как обучаемого, так и потребителя выпускника; соответствовала Государ­ственным образовательным стандартам; отвечала дей­ствующему законодательству и иным нормам современного общества; предлагалась обучаемому и потребителю по конкурентно-способным ценам; обеспечивала получе­ние прибыли для развития самой образовательной ус­луги.

Реформы должны осуществляться при системном подходе (на первом уровне: инновации в содержании об­разования, в методиках, технологиях, методах, прие­мах, средствах учебно-воспитательного процесса; организация учебно-воспитательного процесса; управление ВУЗом; источники финансиро­вани; на втором уровне - объ­емы преобразований: локальные, единичные, модульные, системные и т.д.). Не вызывает сомнений, что только системный подход в обеспечении качества подготовки специалистов, охватывающий все сферы и функции деятельности учебных заведений высшего профессионального образования позволит выйти на требуемый международным сообществом уровень образовательных услуг.

В основе системного управления качеством подготовки в ВУЗах специалистов лежит востребованность их выпускников на рынке труда. Опыт решения проблемы качества на основе международных стандартов ISO 9000 (International Standards Organization) приводит к выводу о необходимости создания и эффективного функционирования в ВУЗах современной системы качества (организационная структура, направленность, интенсивность, результативность). Один из основных принципов всеобщего управления качеством (Total Quality Management - ТОМ) - “В управлении качеством участвует весь персонал” (преподаватели, студенты и др.). Повышение качества образовательных услуг ВУЗов является стратегической целью в рамках государственных задач. ВУЗ признается как субъект рынка. В качестве потребителей выступают государство и общество (учреждения и предприятия, обучаемый и его семья).

Эффективность профессиональной деятельности выпускников ВУЗов определяется уровнем их профессионально значимых качеств.

 Качество образования обеспечивается соответствием содержания образования установленным требованиям (отражены в государственных образовательных стандартах); созданием объективной системы контроля качества; информационным и материально-техническим обеспечением образовательного процесса. В числе факторов, снижающих качество профессиональной подготовки, выделяются преобладание в ГОС ВПО требований к знаниям при слабо выраженных требованиях к навыкам; снижение объема практической подготовки; нерешенность вопросов организационного взаимодействия ВУЗов с предприятиями и организациями по практическому обучению и трудоустройству.

Сертификация производится на основе критериев, гармонизированных с международными стандартами ISO 9000. В системе сертификации признается, что система качества уникальна для каждой отдельной организации и может эффективно функционировать только тогда, когда четко определены присущие кон­кретной организации цели и политика в области каче­ства, а также виды деятельности и ответственность.

Подход к управлению ВУЗов с позиций Total Quality Management позволяет удовлетворить потребности общества в высококвалифицированных специалистах, решить экономические проблемы образования.

Таким образом, системный подход является основой формирования нового типа мышления – системного, определяющего содержание, формы и методы обучения; знания, подлежащие усвоению, рассматриваются в единстве с формирующей их деятельностью. Системное мышление позволяет и студенту ориенти­роваться в нарастающем потоке знаний, дает возможность избирательного выбора знаний и их интеграции для решения проблем в рамках выбранной специальности. Процесс обучения превращается в действительно позна­вательную деятельность; создаются условия для развития возможностей самообучения и одновременного приобретения разных профессий.

База инженерных знаний в области строительства должна определяться с точки зрения оптимизации фундаментальной и практической подготовки инженера-строителя.

При создании базы инженерных знаний должны соблюдаться принципы усиления межпредметных связей; логических взаимосвязей между отдельными дисциплинами в информационном пространстве; модульности.

Рeaлизация и использование базы инженерных знаний позволит привлечь самих обучаемых к ее расширению и модернизации (в частности, в связи с повышенным интересом студентов к современным компьютерным технологиям).

На смену узкому информационному подходу традиционного образования приходит более широкий стратегический подход - личностно-ориентированный. Студент должен не только иметь знания и уметь их применятъ в выбранной сфере будущей деятельности, но быть личностью, способной решать поставленные жизнью задачи. Так что образование преследует цель подготовки специалиста, готового к исследовательской, проектной, организационной, предпринимательской деятельности и должно сопровождаться личностно-развивающим подходом.

Система образования предполагает целенаправленную работу по формированию готовности студента к самообразованию.

Развитие технических средств телекоммуникаций и связи, массовое появление мультимедийных компью­теров и технологий, создание про­граммного обеспечения создало объективные предпосылки для совершенствования образовательных технологий, включая дистанционное обучение (при тщательной разработке методов обучения).

Разрабатываемые при этом электронные учебно-методические комплексы должны учитывать не только особенности промышленного развития регионов, но и контингент обучающихся в конкретных ВУЗах.

Определение концепции и разработка методологических основ подготовки и переподготовки инженерных кадров для строительной отрасли в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) осуществляется на основе результатов работы в самых разных направлениях.

В ПГУАС создана и работает система непрерывной довузовской подготовки, в функцию которой входят:

- профориентационная и рекламно-разъяснительная работа,

- набор и обучение в специализированных профильных классах в средних учебных заведениях города Пензы и Пензенской области (для подготовки архитекторов, начиная с ясельного возраста),

- набор и обучение слушателей на подготовительных курсах (восьми-, пяти-, трехмесячных, включая курсы индивидуальной углубленной подготовки; одномесячные),

- организация и проведение предметных олимпиад и научно-практических конференций школьников,

- организация и проведение тестирования,

- набор и обучение слушателей на подготовительном отделении.

С целью объединения научного, интеллектуального и материально-технического потенциала образовательных, информационных и других организаций для создания интеграционной регионально-отраслевой системы непрерывного образования, повышения качества подготовки специалистов на базе ПГУАС функционирует ассоциация «Университетский учебный комплекс» (УУК) - федеральная экспериментальная площадка (Приказ Министерства образования РФ № 2853 от 01.08.2001 г.).

Функции ассоциации:

- разработка компонентов государственных образовательных стандартов для различных ступеней отраслевого общего и профессионального образования;

- повышение эффективности использования материально-технической, научной, учебной и информационной базы членами УУК;

- разработка и издание образовательных программ, учебников, учебных пособий для научно-методического обеспечения дисциплин, включенных в регионально-отраслевые компоненты государственных образовательных стандартов;

- создание на базе ассоциации системы региональной, федеральной и международной информации;

- оказание помощи образовательным, производственным и другим учреждениям и организациям г. Пензы и области в формировании кадрового и научно-методического потенциала региона через факультет дополнительного профессионального образования ПГУАС и т.д.

В ПГУАС функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников и изучения рынка труда в Пензенской области. Важность работы центра трудно переоценить. В условиях рыночных отношений и проведения реформ высшего профессионального образования перестала существовать система обязательного распределения выпускников. Резко сократилось число рабочих мест. Возросла конкуренция среди специалистов. Практически отсутствует информация о работодателях. При этом зачастую снизившие объем производства предприятия не имеют информации о молодых специалистах, имеющих современный уровень подготовки, способных поднять производительность труда и вывести предприятия из кризиса. Существующая областная служба занятости населения занимается трудоустройством населения в целом, без выделения в особую группу молодых специалистов. Налицо три стороны, заинтересованные друг в друге: предприятия, нуждающиеся в специалистах; ищущий работу специалист; университет, заинтересованный в повышении своего материального положения и рейтинга. Центр содействия трудоустройству выпускников и изучения рынка труда в Пензенской области и координирует взаимоотношения всех заинтересованных сторон.

Центром разработана методика проведения мониторинга рынка труда в региональной строительной области. Информационное обеспечение мониторинга осуществляется по данным федеральной и ведомственной государственной статистической отчетности; отчетов базовых строительных организаций, муниципальных органов занятости населения; данных специальных социологических опросов на предприятиях.

Работа центра позволила скорректировать набор студентов для подготовки специалистов по разным специальностям с учетом данных рынка труда и повысить количество выпускников, обеспеченных рабочими местами, в течение последних трех лет до 100%.

В соответствии с заданием Министерства образования РФ по программе «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования: кадровая политика» в ПГУАС создана «Внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого потенциала».

Функционирует факультет высшего дополнительного профессионального образования (включая экстернат) с системой непрерывного послевузовского профессионального образования.

Разработана и функционирует система дистанционного обучения иностранным языкам.

Профессиональная подготовка студентов по направлению «Строительство» осуществляется по программам непрерывной математической, физической, компьютерной подготовки

Рабочие программы и элективные курсы учитывают региональные компоненты и государственные образовательные стандарты.

Выполняются работы над проектом «Разработка методологических принципов, структуры и содержания системы подготовки и переподготовки инженерных кадров для Спецстроя России» по разделу 4.3. «Развитие перспективных направлений и эффективных форм подготовки и переподготовки специалистов для Спецстроя России» Межотраслевой программы сотрудничества Министерства образования Российской Федерации и Федеральной службы специального строительства Российской Федерации на 2001-2005 годы по направлению «Научно-инновационное сотрудничество» и т.д.

При выполнении проекта будет использован системный подход и принципы системного анализа с введением иерархии критериев.

В соответствии с введенной иерархией критериев и выделенными рациональными комплексами решаемых задач строится иерархия образовательной системы с оценками ее элементов, которая и служит основой перспективного планирования всей системы и отдельных подсистем.

При синтезе образовательной системы в целом, связанном с выбором ее структуры и управления, естественен итеративный способ многокритериальной оптимизации.

Затронутые вопросы обсуждались на многочисленных конференциях различного уровня, в том числе при непосредственном участии Министра образования РФ В.М.Филиппова [1- 8].

Есть все основания с большой надеждой смотреть на перспективу реформ высшего образования в России.

 

Список литературы

 

1.        Усиление практической подготовки студентов к деятельности в условиях рыночной экономки. Материалы Всероссийского семинара ректоров (проректоров вузов) 21-23 июня 2001 г. Под общей ред. проф. А.И.Еремкина. –Пенза: ПГАСА, 2001, 255 с.

2.        Создание в ВУЗе условий для повышения качества профессионального образования и профессионального роста педагогических кадров. Материалы Всероссийского совещания-семинара проректоров по учебной работе и директоров филиалов высших учебных заведений 9-10 апреля 2002 г. Под общей ред. проф. А.И.Еремкина. – Пенза: ПГАСА, 2002, 308 с.

3.        Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом ВУЗе. Материалы Международной научно-методической конференции 16-18 апреля 2003 г. Под общей ред. д.т.н., проф. Ю.П.Скачкова. – Пенза: ПГАСА, 2003, 505 с.

4.        Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Том.2./ Под ред. В.П.Савиных, В.В.Вишневского. – М.: Академия наук о Земле, 2002, 164 с.

5.        Проблемы развития региональной экономики на современном этапе. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под ред. д.э.н., проф. Б.Б.Хрусталева. – Пенза: ПГАСА, 2003, 126 с.

6.        Инновационные технологии обучения инженеров-строителей. Материалы XXXII научно-методической конференции 26-29 марта 2002 г. Под общей ред. д.т.н., проф. Ю.П.Скачкова. – Пенза: ПГАСА, 2002, 261 с.

7.        Вопросы планировки и застройки городов. Материалы IX научно-технической конференции 24-25 мая 2002 г. Под общей ред. проф. Ю.В. Круглова, доц. В.С. Глухова. – Пенза: ПГАСА, 2002, 178 с.

8.        Проблемы развития инвестиционно-отраслевых комплексов. Материалы международной научной конференции. Под ред. д.э.н., проф. Б.Б.Хрусталева. – Пенза: ПГАСА, 2001, 249 с.

9.        Актуальные проблемы проектирования и возведения зданий и сооружений с учетом энергосберегающих технологий и методов строительства. Материалы межрегиональной научно-практической конференции и методов строительства. Под ред. В.С.Глухова. – Пенза: ПГАСА, 2002, 182 с.

Сетевой электронный научный журнал "СИСТЕМОТЕХНИКА", № 1, 2003 г.